Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2008 г. N А13-5158/2007 Заявление ООО об оспаривании требования Таможни о предоставлении заключения аккредитованной лаборатории о соответствии лома и отходов черных металлов ГОСТу, либо заключения Ростехнадзора о том, что декларируемый товар не подпадает под действие Постановления "О трансграничном перемещении отходов" удовлетворено, так как, в частности, ООО представило в Таможню пакет документов, из которых следует, что в декларируемом товаре не содержится веществ, относящихся к опасным отходам, вывоз которых с таможенной территории РФ производится при наличии специального разрешения

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2008 г. N А13-5158/2007

ГАРАНТ:

См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2007 г.

См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2007 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Михайловской Е.А., Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 28.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2007 по делу N А13-5158/2007 (судья Логинова О.П.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Чермет-групп" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании требования Вологодской таможни (далее - таможня) от 19.04.2007 о предоставлении заключения аккредитованной лаборатории о соответствии товара (лом и отходы черных металлов) государственному стандарту ГОСТ 2787-75 либо заключения Ростехнадзора Российской Федерации о том, что декларируемый товар не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов" (далее - постановление Правительства РФ N 442).

Решением суда от 06.08.2007 заявление удовлетворено, оспариваемое требование таможни признано недействительным. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что при перемещении через таможенную границу Российской Федерации отходов металлов декларант должен подтвердить отсутствие в них контролируемых веществ, представив соответствующие документы (в частности, акт экспертизы аккредитованной лаборатории). При этом грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) и приложенные к ней документы - счет-фактура, санитарно-эпидемиологическое заключение (далее - СЭЗ), контракт и приложения к нему - являются сторонними документами и не позволяют идентифицировать декларируемый товар как содержащий или не содержащий вещества, указанные в постановлении Правительства РФ N 442.

Представители таможни и общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 07.07.2006 общество и фирма "BROАDFIELD ENTERPRISES LTD" (Канада) заключили внешнеэкономический контракт N 09 на поставку товаров (листы дела 13-15).

Общество подало в таможню ГТД N 10204040/180407/0013344 с целью оформления вывоза поставляемого по контракту товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. В графе 31 ГТД общество указало наименование товара - лом и отходы коррозионностойкой стали с содержанием никеля от 8,0 до 13 процентов, хрома от 17 до 20 процентов групп 2Б26 и 15Б26 согласно ГОСТу 2787-75, а в графе 33 - код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Декларантом также представлены товаросопроводительные документы, включая инвойс и СЭЗ на товар (листы дела 21-23, 27).

Таможенный орган направил заявителю оспариваемое требование от 19.04.2007, указав на несоблюдение обществом условий выпуска, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и обязав его представить заключение (акт экспертизы) аккредитованной лаборатории о соответствии декларируемого товара ГОСТу 2787-75 либо заключение Ростехнадзора Российской Федерации (его территориального органа) о том, что декларируемый товар не подпадает под действие постановления Правительства РФ N 442.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, указав на отсутствие правовых оснований для выставления оспариваемого требования.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ТК РФ товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Как указано в пункте 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 59 ТК РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 ТК РФ. Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

При производстве таможенного оформления лица, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 63 ТК РФ).

В силу пункта 2 статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров в таможенный орган представляются, в частности, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Однако при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства (пункты 2 и 3 статьи 14 ТК РФ).

В статьях 149 и 153 ТК РФ закреплены основания и дополнительные условия для выпуска товаров.

Согласно пункту 5 статьи 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным данным Кодексом.

Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены.

Как указано в пункте 1 статьи 166 ТК РФ, экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом опасными отходами признаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.

Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 17 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ N 442 вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденным этим постановлением (далее - Правила), осуществляется по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

В соответствии с Положением об организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов (приложение к приказу Ростехнадзора от 28.01.2005 N 42) выдача разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов производится данной службой.

В перечни опасных отходов, указанные в приложениях N 1 и 2 к Правилам, включены отходы металлов и сплавов, в состав которых входят сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий, мышьяк, соединения мышьяка, ртуть, соединения ртути. Отходы металлов, не содержащие названные компоненты, не относятся к опасным отходам, перемещение которых регулируется постановлением Правительства РФ N 442. Принадлежность товара к перечню отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками).

Из приведенных норм права не следует наличие определенных таможней ограничений для трансграничного перемещения отходов, не отнесенных к опасным отходам, равно как и наличие у лица их перемещающего обязанности представлять какие-либо документы (лицензии, сертификаты, экспертные заключения), подтверждающие отсутствие в данных отходах опасных химических элементов.

Общество, осуществляя декларирование вывозимого товара, представило в таможню пакет документов, из которых следует, что в данном товаре не содержится веществ, относящихся к опасным отходам, вывоз которых с таможенной территории Российской Федерации производится при наличии специального разрешения.

При отсутствии соответствующих запретов и ограничений применительно к вывозу спорного товара довод таможни о несоблюдении декларантом условий его выпуска, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ, подлежит отклонению.

В пункте 3 статьи 131 ТК РФ не определены документы, которые декларант обязан представить в таможенный орган в подтверждение того, что вывоз товара свободен от запретов и ограничений. Следовательно, для придания заключению аккредитованной лаборатории или Ростехнадзора статуса обязательного для представления при декларировании такая обязанность должна быть закреплена нормативно (пункт 2 статьи 63 ТК РФ). В спорном периоде названные заключения не включены ни в один из перечней, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

При этом в ходе мероприятий таможенного контроля таможенный орган вправе истребовать дополнительные документы только в случае, если заявленные при декларировании товаров сведения должным образом не подтверждены либо обнаружены признаки их недостоверности (пункт 5 статьи 153 ТК РФ). При наличии у таможенного органа сомнений в достоверности заявленных сведений эти сомнения могут быть устранены путем проведения соответствующих мероприятий таможенного контроля (дополнительная проверка любым способом). Возложение же на декларанта бремени осуществления контрольных мероприятий не имеет правовых оснований.

При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда первой инстанции по существу спора являются законными и обоснованными.

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2007 по делу N А13-5158/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.

 

Председательствующий

И.О. Подвальный

Судьи

Е.А. Михайловская

 

Л.Б. Мунтян

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2008 г. N А13-5158/2007


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника