Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. N А56-5218/2007 Заявление Таможни о взыскании с Компании таможенных платежей не удовлетворено, поскольку Таможня обратилась в суд с заявленными требованиями по истечению установленного НК РФ пресекательного срока

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 февраля 2008 г. N А56-5218/2007

ГАРАНТ:

См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июня 2007 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Клириковой Т.В., Любченко И.С.,

при участии от компании "CEMT-TRАNS OY" Ласси Рюткенен (доверенность от 18.06.2007),

рассмотрев 12.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2007 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2007 (судьи Гафиатуллина Т.С., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-5218/2007,

установил:

Выборгская таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с компании "CEMT-TRАNS OY" (далее - компания), Финляндия, 1 628 784 руб. 35 коп. таможенных платежей и 168 687 руб. 77 коп. пеней.

Решением суда первой инстанции от 27.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2007, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление. Податель жалобы считает, что суды неправомерно отказали ему во взыскании с ответчика таможенных платежей и пеней, применив нормы налогового законодательства, при отсутствии оснований, перечисленных в пункте 5 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) как препятствующие принудительному взысканию таможенных платежей.

В судебном заседании представитель компании возражал против удовлетворения жалобы.

Представители Таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что в мае 2004 года компания как перевозчик осуществляла доставку товара (обувь, части обуви), следовавшего от иностранной фирмы-отправителя из Финляндии в адрес российского получателя по книжке МДП N XZ42240302. Товар оформлен Выборгской таможней по процедуре внутреннего таможенного транзита и направлен в Подольскую таможню. Таможенный орган отправления определил срок доставки товара - до 19.05.2004. В результате административного расследования таможня установила факт недоставки товара в таможенный орган назначения по указанной книжке МДП.

Названные обстоятельства послужили таможне основанием для направления компании требования от 11.01.2005 N 1 об уплате 1 628 784 руб. 35 коп. таможенных платежей, в том числе 1 210 333 руб. 22 коп. таможенной пошлины и 418 451 руб. 13 коп. налога на добавленную стоимость, а также 168 687 руб. 77 коп. пеней. В требовании указано, что соответствующая задолженность возникла в связи с недоставкой товара по книжке МДП N XZ42240302 и уплатить ее компания должна не позднее 25.01.2005.

Поскольку требование не исполнено компанией в добровольном порядке, таможня 10.02.2007 обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом таможенный орган указал на то, что постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2006 по делу N А56-12625/2004 признано право собственности компании на 100 процентов акций ЗАО "Семт-Транс". Это обстоятельство свидетельствует о наличии у компании имущества на территории Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения с учетом следующего.

Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1 статьи 79 ТК РФ).

В силу пункта 1 статьи 90 ТК РФ в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 статьи 92 ТК РФ) перевозчик или экспедитор, если разрешение на внутренний таможенный транзит получено экспедитором, обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

При несоблюдении положений Таможенного кодекса Российской Федерации о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима (пункт 2 статьи 320 ТК РФ).

Порядок взыскания таможенных платежей установлен главой 32 Таможенного кодекса Российской Федерации (статьи 348 - 354 ТК РФ).

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 Таможенного кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352 ТК РФ). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351 ТК РФ), или за счет иного имущества плательщика (статья 353 ТК РФ), а также в судебном порядке.

Как указано в пункте 4 статьи 348 ТК РФ, до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350 ТК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 ТК РФ.

Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей (статья 350 ТК РФ) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 348 ТК РФ).

Указанный трехлетний срок является пресекательным, исключающим последующее принудительное взыскание.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с главой 32 ТК РФ (пункт 4 статьи 350 ТК РФ).

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке (пункту 1 статьи 351 ТК РФ).

Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей (пункт 2 статьи 351 ТК РФ).

Вместе с тем в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 4 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Как указано в пункте 9 статьи 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), положения, предусмотренные данной статьей (порядок взыскания налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации), применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском (заявлением) о взыскании с плательщика таможенных платежей. Однако это не означает, что взыскание таких платежей в судебном порядке не ограничено во времени. Иное противоречило бы принципу правовой определенности (стабильности экономического оборота).

Согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), исходя из универсальности воли законодателя и основываясь на положениях статей 45 - 48 НК РФ (в соответствующей редакции), следует признать, что срок для обращения налоговых (таможенных) органов в суд, установленный статьей 48 НК РФ в отношении физических лиц и составляющий шесть месяцев (после истечения срока исполнения требования об уплате налога), распространяется и на взыскание таможенных пошлин, налогов в судебном порядке. Вместе с тем при обращении в суд с иском (заявлением) о взыскании таможенных пошлин, налогов с юридических лиц этот шестимесячный срок следует исчислять с момента истечения установленного законом срока для бесспорного взыскания соответствующих сумм (пункт 2 статьи 351 ТК РФ).

Из материалов дела видно, что срок исполнения требования об уплате таможенных платежей от 11.01.2005 N 1 установлен таможенным органом до 25.01.2005, тогда как таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с компании таможенных платежей 10.02.2007.

При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о пропуске заявителем предельного пресекательного срока для обращения в арбитражный суд является обоснованным.

Процессуальных оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2007 по делу N А56-5218/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Т.В. Клирикова

 

И.С. Любченко

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. N А56-5218/2007


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника