Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2008 г. N А21-1615/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2008 г. N А21-1615/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой ТВ., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светловский общепит" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по делу N А21-1615/2008 (судьи Шульга Л.А., Лопато И.Б., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светловский общепит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (далее - Управление) от 25.03.2008 N 11/ЭК-08 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2008 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 решение суда от 21.04.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу.
Общество и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.02.2008 должностными лицами Управления на основании распоряжения от 12.02.2008 N 18/02-08 проведена внеплановая проверка выполнения Обществом законодательства в сфере охраны окружающей среды (природоохранного законодательства), о чем составлен акт от 03.03.2008 N 18.
В ходе проверки установлено, что Обществом не представлены сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2005-2007 годы (Форма N 2-ТП (отходы); не разработан и не представлен на утверждение в Управление проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отсутствуют паспорта на опасные отходы.
По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол от 11.03.2007 N 11/ЭК-08 об административном правонарушении и вынесено постановление от 25.03.2008 N 11/ЭК-08, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде 20 000 рублей штрафа.
Общество, посчитав постановление Комитета незаконным, оспорило его в арбитражный суд.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждаются материалами дела. Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении со стороны Управления судом не установлено.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В пункте 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно пункту 2 названной статьи Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из указанных правовых норм следует, что отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, на момент проверки разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведение им учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами без разработанного и утвержденного уполномоченным органом проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; непредставление в Управление сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2005-2007 годы (Форма N 2-ТП (отходы).
Неправомерным является довод Общества о том, что в результате его деятельности не образуются опасные отходы, поскольку из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность, в результате которой образуются твердые бытовые отходы, следовательно, является лицом, ответственным за размещение таких отходов и обязанным исполнять нормы законодательства, связанные с вопросами размещения отходов.
С учетом изложенного, неправомерным является довод подателя жалобы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в качестве основания незаконности оспариваемого постановления доводы Общества о допущенных Управлением в ходе административного производства процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении протокола по истечении двух суток с момента выявления административного правонарушения, в непринятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении и непроведении административного расследования правомерно не расценены судом как существенные, поскольку не повлияли на всестороннее, полное и объективное рассмотрение административного дела. В ходе привлечения к административной ответственности Общество не было лишено предоставленных ему законодательством гарантий защиты прав.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по делу N А21-1615/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светловский общепит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2008 г. N А21-1615/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника