Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2009 г. N А56-49891/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от ЗАО "Бинар" Макеевой Е.В. (доверенность от 04.08.2008), Полтихина В.В. (доверенность от 25.08.2008), от Управления Савеловой Д.О. (доверенность от 11.01.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2008 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Мельникова Н.А.) по делу N А56-49891/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "Бинар" (далее - ЗАО "Бинар") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным отказа Управления от 03.09.2007 N 78-78-30/036/2007-618; 78-78-30/033/2007-41 в государственной регистрации права частной собственности на объект недвижимости - тепловую сеть, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, сооружение 1, лит. А, кадастровый номер 78:32:032:0:9; обязании Управления зарегистрировать право частной собственности ЗАО "Бинар" на названный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга (далее - Инспекция), Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ).
Решением от 07.06.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, на государственную регистрацию заявителем не были представлены документы, подтверждающие, что объект, права на который заявлены к регистрации, создан с соблюдением действующего законодательства как объект недвижимого имущества; представленный на государственную регистрацию ордер Инспекции на производство плановых работ не является надлежащим разрешением на строительство объекта, а акт от 08.10.2003 приемки в наладочную эксплуатацию тепловой сети - доказательством ввода объекта в эксплуатацию в установленном порядке. Управление также не согласно с выводами суда об отсутствии в данном случае необходимости в оформлении прав на земельный участок и в соблюдении порядка отвода земельного участка под строительство.
В кассационной жалобе Инспекция также просит отменить решение от 07.06.2008 и постановление от 20.10.2008, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что ордер Инспекции от 05.09.2003 "У" N 3823 является достаточным основанием для строительства линейного объекта - тепловой сети - в соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 года) и статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (2004 года).
В отзывах на жалобы ЗАО "Бинар" просит оставить принятые судебные акты без изменения, указывая, что спорная тепловая сеть представляет собой первичный объект недвижимости; действовавшими в период строительства и сдачи спорного объекта нормативными актами не предусматривалось получение разрешения на строительство в иной форме, кроме как в форме выданного Инспекцией ордера; в Управление помимо акта от 08.10.2003 приемки в наладочную эксплуатацию представлялся также акт от 24.10.2003 приемки законченного строительством объекта, в постоянную эксплуатацию; оформление прав на земельный участок, под которым проходит тепловая сеть, невозможно, поскольку участок относится к территории общественного пользования.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, а также поддержал жалобу Инспекции. Представители ЗАО "Бинар" против удовлетворения жалоб возражали по мотивам, изложенным в отзывах, пояснив, что спорная тепловая сеть сооружалась для теплоснабжения принадлежащих заявителю нежилых помещений в здании нежилого фонда.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Бинар" (заказчик) и ООО "Вектор" (подрядчик) заключили договор от 18.07.2003 N 16-В/ОЗ на выполнение работ по прокладке тепловых сетей к корпусу 425, лит. А, д. 134-136-138 по наб. Обводного канала, в соответствии с проектной документацией, согласованной во всех необходимых инстанциях.
Инспекцией выдан ордер от 05.09.2003 "У" N 3823 на производство плановых работ, в соответствии с которым заказчику (застройщику) - ЗАО "Бинар" и производителю работ - закрытому акционерному обществу "ИСМА" разрешено в период с 08.09.2003 по 07.10.2003 производство земляных работ и работ по перекладке сети в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга по ул. Розенштейна от наб. Обводного канала до ул. Ивана Черных.
Исполнение сторонами обязательств по договору от 18.07.2003 N 16-В/ОЗ подтверждается имеющимися в деле документами.
По акту от 08.10.2003 приемки в наладочную эксплуатацию тепловой сети, подписанному комиссией с участием представителей заказчика ЗАО "Бинар", монтажной организации ООО "Вектор" и открытого акционерного общества "Ленэнерго", тепловая сеть допущена в наладочную эксплуатацию.
Актом от 24.10.2003, подписанным комиссией в том же составе и оформленным как продолжение акта от 08.10.2003, тепловая сеть допущена в постоянную эксплуатацию после заключения договора на теплоснабжение.
Разрешением от 20.10.2006 N 115, выданным государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", сооружению - тепловой сети у домов N 134-136-138, корп. 425, лит. А по наб. Обводного канала (ул. Розенштейна, д. 21) и N 20 по ул. Розенштейна - присвоен адрес: улица Розенштейна, д. 21, сооружение 1, с проведением литеровки при проведении инвентаризации.
В отношении спорного объекта проведены технический и кадастровый учет с составлением технического паспорта и присвоением кадастрового номера.
ЗАО "Бинар" обратилось в Управление с заявлением от 24.05.2007 о государственной регистрации прав на названный объект, приложив договор от 18.07.2003 N 16-В/ОЗ, исполнительную и локальную схемы, ордер на производство работ от 05.09.2003 "У" N 3823, акт приемки от 08.10.2003 (с актом от 24.10.2003), план первичного объекта недвижимости от 06.02.2007, разрешение от 20.10.2006 N 115, технический паспорт.
Уведомлением от 03.09.2007 N 78-78-30/036/2007-618; 78-78-30/033/2007-41 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права частной собственности на тепловую сеть на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с непредставлением в регистрирующий орган разрешения на строительство, акта приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию, а также документов о правах лица в отношении земельного участка, на территории которого возведен объект.
ЗАО "Бинар", считая, что в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на тепловую сеть как на вновь созданный объект недвижимости, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 9 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Государственная регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества проводится в соответствии со статьей 25 Закона о государственной регистрации на основании документов, подтверждающих факт создания объекта.
В обоснование правомерности сооружения тепловой сети ЗАО "Бинар" представило в регистрирующий орган в качестве документа, разрешающего строительство, - выданный Инспекцией ордер от 05.09.2003 "У" N 3823 на производство плановых работ, в качестве документов о вводе объекта в эксплуатацию - акты от 08.10.2003 и 24.10.2003 приемки тепловой сети в наладочную и пусковую эксплуатацию.
Оценив указанные документы на основе анализа нормативных правовых актов, регулировавших в период сооружения тепловой сети отношения по строительству, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующей службы оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ЗАО "Бинар" на тепловую сеть.
Согласно пункту 1 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 года), действовавшего в период осуществления строительства объекта, разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
В соответствии с пунктом 9 той же статьи разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
Как видно из материалов дела, спорный объект представляет собой линейно-протяженный объект, проходящий от точки врезки в подвале дома N 20 по ул. Розенштейна до ИТП здания по адресу: наб. Обводного канала, д. 134-136-138, корп. 425, лит. А (ул. Розенштейна, д. 21) через территорию общественного пользования, по которой пролегает транспортная коммуникация городского значения - улица Розенштейна. Управлением не оспаривается, что земельный участок, где находится тепловая сеть, относится к территории общественного пользования. Поскольку такие территории не могут быть включены в земельный участок, образуемый как самостоятельный объект земельных отношений, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии необходимости в отводе земельного участка, что невозможно без формирования границ земельного участка, и в оформлении землепользования.
Признавая документы, представленные на государственную регистрацию права, достаточными для проведения регистрации, суд правомерно исходил из того, что согласно нормативным правовым актам, действовавшим в период строительства тепловой сети, вопросы прокладки инженерных коммуникаций входили в компетенцию Инспекции, а приемка таких объектов в эксплуатацию производилась комиссией, назначаемой заказчиком. Вопреки части первой (второе предложение) статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление, не принимая ордер Инспекции в качестве надлежащего документа, не указало, каким органом и в какой форме должно было быть выдано разрешение на создание спорного объекта.
С учетом изложенного вывод суда об удовлетворении требований ЗАО "Бинар" является правильным.
Доводы Управления и Инспекции не могут быть приняты во внимание, так как сводятся к несогласию с оценкой, данной судом представленным на государственную регистрацию документам, для признания которой не соответствующей положениям законодательства и материалам дела кассационная инстанция оснований не усматривает.
Таким образом, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 07.06.2008, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2008, подлежит отмене.
При подаче кассационной жалобы Инспекция не уплатила государственную пошлину и не выполнила определение суда от 15.12.2008 о предоставлении платежного документа до начала судебного заседания. Поскольку кассационная жалоба Инспекции оставлена без удовлетворения, с Инспекции следует взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 по делу N А56-49891/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Взыскать с Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2008 по делу N А56-49891/2007 отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственная регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества проводится в соответствии со статьей 25 Закона о государственной регистрации на основании документов, подтверждающих факт создания объекта.
...
Согласно пункту 1 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 года), действовавшего в период осуществления строительства объекта, разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
В соответствии с пунктом 9 той же статьи разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2009 г. N А56-49891/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7027/18
12.03.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28455/17
28.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 4652/09
08.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 4652/09
16.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-49891/2007
20.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7274/2008
07.06.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49891/07