Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Межрегиональное территориальное управление), поданную 31 июля 2023 г, на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 18 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 июня 2023 г, по административному делу N 2а-1736/2023 по административному исковому заявлению председателя Товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество "Пасечное" (далее - ТСН СНТ "Пасечное") о признании решения МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
председатель ТСН СНТ "Пасечное" Ларионов А.А. обратилось в Октябрьский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование для садоводства сроком на пять лет земельного участка площадью 3 932 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N, по адресу: "адрес", путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; о возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование требование указано, что решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 27.04.2022 по административному иску ТСН СНТ "Пасечное" к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва решение административного ответчика от 06.03.2020 N об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признано незаконным; на МТУ в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возложена обязанность повторно рассмотреть заявление председателя ТСН СНТ "Пасечное" от 10.02.2020 вх. N, дав оценку обстоятельствам места расположения испрашиваемого земельного участка с учетом относимости его к рекреационным землям и наличию водных объектов.
По результатам повторного рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отказ, согласно которому указано, что границы исходного земельного участка с кадастровым номером N не установлены, образование из него иных земельных участков законом не предусмотрено: земельный (исходный) участок с кадастровым номером N относится к рекреационной зоне; часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне с особыми условиями использования, имеет ограничения в связи наличием прибрежной защитной полосы ручья и водоохраной зоны ручья.
Полагает отказ незаконным, поскольку не обосновано отнесение земельного участка к землям рекреационного назначения, поскольку согласно сведениям из Государственной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) испрашиваемый надел находится в территориальной зоне, - жилая зона (Ж-1), в пределах которой расположено также СНТ "Октябрьское-2".
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 18.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 08.06.2023, административные требования удовлетворены, признано незаконным решение МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва об отказе ТСН СНТ "Пасечное" в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3 932 кв.м, от 11.07.2022 N N; на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возложена обязанность предварительно согласовать предоставление в безвозмездное пользование для садоводства сроком на пять лет земельного участка площадью 3 932 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N, по адресу: "адрес", путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывают, что отсутствие утвержденного проекта межевания территории в отношении границ территории садоводства или огородничества делает невозможным формирование земельного участка для таких целей. Кроме того, настаивают, что поскольку, земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования - рекреационное назначение, следовательно, основные виды разрешённого использования земельного участка не предусматривают использование его для садоводства или огородничества, однако, судами первой и апелляционной инстанции не дана оценка данному обстоятельству. Использование земельного участка с видом разрешенного использования "рекреационное назначение" для ведения садоводства и огородничества противоречит нормам градостроительного и земельного законодательства. Руководствуясь положениями пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, полагают, оспариваемый отказ полностью согласуется с нормами земельного законодательства и является законным и обоснованным. Не принято во внимание, что земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении дела.
Судами установлено, что согласно Уставу ТСН СНТ "Пасечное" является некоммерческой организацией, организованной на землях Плодово-Ягодной станции г. Красноярска, выделенных работникам предприятия в 1941 году для ведения садоводства-огородничества (как пустующие земли, не используемые в производственных целях).
С целью оформления земельного участка общей площадью 3 932 кв.м. в безвозмездное пользование без проведения торгов для садоводства председатель ТСН СНТ "Пасечное" Ларионов А.А. 10.02.2020 обратился в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Испрашиваемый садоводством земельный участок подлежит образованию путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N площадью 264 122 кв.м, который является собственностью Российской Федерации, отнесен к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - рекреационное назначение. Границы земельного участка с кадастровым номером N не установлены, его местоположение определено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего почтовый адрес: "адрес".
По результатам рассмотрения заявления 06.03.2020, и также 10.09.2021 приняты решения, которыми в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории было отказано.
Указанные решения МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва по иску ТСН СНТ "Пасечное" были признаны незаконными, о чем приняты решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 25.05.2021 по административному делу N 2а-793/2021 и решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 27.04.2022 по административному делу N 2а-2704/2022, которыми на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление председателя ТСН СНТ "Пасечное" от 10.02.2020 вх. N.
Оспариваемым по настоящему делу решением МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 11.07.2022 N N ТСН СНТ "Пасечное" отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование отказа указано на положения пункта 11 части 2 статьи 39.10, статьи 39.17, пункты 14, 14.1 и 24 статьи 39.16, пункта 9 статьи 85, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации. Указано, что данный объект недвижимости находится в зоне с особыми условиями использования территорий (водоохраной прибрежной защитной полосы); границы земельного участка с кадастровым номером N, площадью 264 122 кв. м. не установлены, в связи с чем образование из него иных земельных участков невозможно, земельные участки в составе рекреационных зон используются для отдыха граждан и туризма. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не предусматривает возможность использования земельного участка для ведения садоводства. Указано также, на положения статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего особенности образования земельных участков, расположенных в садоводствах.
Удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, указав на отсутствие запрета на осуществление садоводческой деятельности в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, указав в том числе на преюдициальное значение ранее принятых судебных актов.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции, указав, что согласно сведениям ГИСОГД от 02.08.2022 земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ТСН СНТ "Пасечное", площадью 3 932 кв.м, расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 этажа), в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также на отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположении в границах испрашиваемого земельного участка зоны с особыми условиями использования территории (водоохраной зона), не установив доказательств нахождения земельного участка в рекреационной зоне, с выводами суда согласилась, отклонив как не обоснованные доводы заявителя о наличии оснований для ограничения прав Товарищества на пользование земельным участком, предоставленным в пользование более 80 лет назад.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судом в связи со следующим.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно положениям пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.07. 2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в частности: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2); подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу (подпункт 6).
Согласно части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 2); земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 3).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ); испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ); границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (подпункт 24 статьи 39.16 ЗК РФ).
Указанные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, при оценке законности оспариваемого отказа не были применены судами. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе основания отказа в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, применительно к нормам права, подлежащим применению, явившимися основанием для принятия оспариваемого решения органом государственной власти, не установлены и не получили правовой оценки.
В частности, в материалах дела фактически отсутствует заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и приложенные к ней документы, в связи с чем сведения о заявителе и основаниях обращения в уполномоченный орган не установлены судом. В связи с изложенным указание в обжалуемом отказе на несоблюдение особенностей предоставления земельного участка, установленных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не получили правовой оценки, нормы материального права, подлежащие применению при разрешении заявленного спора, судами не определены. Выводы судов о том, что земельный участок истребуется для садоводства на материалах дела не основаны.
Не получили правовой оценки обстоятельства, связанные с невозможностью предоставления земельного участка по основанию, установленному подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Вместе с тем, из материалов административного дела усматривается, что вид разрешенного использования земельного участка из которого подлежит образовать испрашиваемый земельный участок - рекреационное использование, в соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, в соответствии с описанием вида разрешенного использования предполагает: обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5.
Выводы судов о нахождении испрашиваемого земельного участка в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами не соответствуют параметрам функциональных зон, установленных Генеральным планом г. Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107. Мер по устранению противоречий в информации, предоставленной Департаментом градостроительства Администрации г. Красноярска документам территориального планирования в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не предпринято. Генеральный план г. Красноярска и карта функциональных зон применительно к испрашиваемой территории судом не исследовались и не получил правовой оценки.
Указанные недостатки в рассмотрении дела при оценки законности оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не были устранены судом апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 308 КАС РФ.
С учетом изложенного, апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованными, подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 июня 2023 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 4 октября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.