Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июня 2010 г. по делу N А62-1133/2010 Поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии, суд правомерно отказал Инспекции в удовлетворении его требования о привлечении Общества к административной ответственности (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 июня 2010 г. по делу N А62-1133/2010
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от инспекции - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от общества - Г.М.В. - представителя (доверен. от 31.07.2009 г., пост.),

рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Промышленному району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2010 г. по делу N А62-1133/2010, установил:

Инспекция ФНС РФ по Промышленному району г. Смоленска обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Д" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 25.02.2010 г. в ходе проведения Инспекцией ФНС РФ по Промышленному району г. Смоленска проверки соблюдения ООО "Д" требований действующего законодательства инспекция пришла к выводу о совершении обществом административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в помещениях лотерейных клубов, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. К., д. 41 "а", на территории рынка "К" по ул. С. без специального разрешения, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 26.02.2010 г. N 1-Ю.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.

Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции, действовавшей до 30.06.2009 г., предусматривал, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, подлежала лицензированию.

Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Частью 2 статьи 16 указанного Закона установлены требования, которым должны отвечать игорные заведения и в силу ч. 6 ст. 16 деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и ч. 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.

Следовательно, с 01.01.2007 г. открытие новых игорных заведений вне игорных зон запрещено, не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон.

Поскольку с 01.07.2009 г. деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), то нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (кроме выявления нарушений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах).

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Полагая, что общество подлежит ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, административный орган в свою очередь не указывает, какие же именно конкретные действия должно было предпринять общество по соблюдению требований закона, осуществляя свою деятельность на территории г. Смоленска, то есть вне игорных зон, учитывая, что получение специального разрешения на организацию и проведение азартных игр в г. Смоленске невозможно в силу прямого запрета.

Осуществление же вида деятельности, запрещенного законом, под видом другой не запрещенной деятельности, для осуществления которой не требуется разрешение, на что ссылается в кассационной жалобе налоговый орган, нельзя квалифицировать как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии).

Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2010 г. по делу N А62-1133/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Частью 2 статьи 16 указанного Закона установлены требования, которым должны отвечать игорные заведения и в силу ч. 6 ст. 16 деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и ч. 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.

...

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Полагая, что общество подлежит ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, административный орган в свою очередь не указывает, какие же именно конкретные действия должно было предпринять общество по соблюдению требований закона, осуществляя свою деятельность на территории г. Смоленска, то есть вне игорных зон, учитывая, что получение специального разрешения на организацию и проведение азартных игр в г. Смоленске невозможно в силу прямого запрета."


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июня 2010 г. по делу N А62-1133/2010


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании