Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 сентября 2010 г. по делу N А23-676/10А-3-27
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2011 г. N ВАС-18361/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу государственного предприятия Калужской области "К" на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А23-676/10А-3-27, установил:
Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении государственного предприятия Калужской области "К" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2010 заявленные требования удовлетворены. Государственное предприятие Калужской области "К" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 42 000 руб.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственного предприятия Калужской области "К" просит отменить решение и постановление судов как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 04.02.2010 сотрудниками центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области проверки в принадлежащей государственному предприятию Калужской области "К" аптеке, расположенной по адресу: с. Барятино Барятинского района Калужской области, ул. С., д. 9, установлен факт реализации лекарственных препаратов: "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля, серия 01900160, дата производства 01/2009, срок годности 12/2010, емкостью 100 мл, и амоксициллин "Амосин" 10 таблеток таблетки 500 мг, серия 771109 без рецепта врача.
По результатам проверки уполномоченным сотрудником административного органа в отношении государственного предприятия Калужской области "К" составлены протокол осмотра помещений от 04.02.2010, акт покупки от 04.02.2010, протокол изъятия вещей и документов от 04.02.2010, протокол от 25.02.2010 КЖ N 018693/247 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, отнесено к подведомственности арбитражных судов, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая предприятие к административной ответственности, суды обоснованно исходили из доказанности факта осуществления государственным предприятием Калужской области "К" предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а также наличия вины предприятия в его совершении.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416.
В силу п. 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. "а" - "д" п. 4 Положения о лицензировании.
Согласно п.п. "в" п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в частности, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществом допущена реализация лекарственных препаратов "Аскорил Экспекторант" и Амоксициллин "Амосин" без предъявления рецепта врача.
При этом в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, лекарственные средства Амоксициллин и Аскорил экспекторант отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом нарушены требования и условия, предусмотренные подпунктом "в" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, что относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях государственного предприятия Калужской области "К" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, соответствует обстоятельствам дела и является правомерным.
Нарушений административным органом порядка проведения проверки судами не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 25.02.2010 КЖ N 018693/247 соответствует предъявляемым к нему ст. 28.2 КоАП РФ требованиям и согласно ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ не требует для его составления обязательного присутствия понятых. Акт покупки от 04.02.2010 также составлен по форме, в виду чего указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона, подтверждающие событие правонарушения.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А23-676/10А-3-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калужской области "К" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждено материалами дела, обществом допущена реализация лекарственных препаратов "Аскорил Экспекторант" и Амоксициллин "Амосин" без предъявления рецепта врача.
При этом в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, лекарственные средства Амоксициллин и Аскорил экспекторант отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом нарушены требования и условия, предусмотренные подпунктом "в" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, что относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях государственного предприятия Калужской области "К" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, соответствует обстоятельствам дела и является правомерным.
...
Протокол об административном правонарушении от 25.02.2010 КЖ N 018693/247 соответствует предъявляемым к нему ст. 28.2 КоАП РФ требованиям и согласно ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ не требует для его составления обязательного присутствия понятых. Акт покупки от 04.02.2010 также составлен по форме, в виду чего указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона, подтверждающие событие правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2010 г. по делу N А23-676/10А-3-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании