Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В.
судей Сенчуковой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1733/2023 по иску Соколовой Е.В. к ООО "Водоканал" о возложении обязанности установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы
по кассационной жалобе ООО "Водоканал" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 7 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Соколова Е.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") о возложении обязанностей установить ей тарифную ставку (оклад) с 6 декабря 2022 г. в размере 16528, 08 руб, с 01.01.2023 - 17519, 68 руб, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученную заработную плату.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в ООО "Водоканал" в должности оператора очистных сооружений 2 разряда. Трудовым договором ей установлен оклад 6015 руб, дополнительным соглашением от 9 января 2023 г. - 6376 руб, что не соответствует условиям Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 гг. (далее ФОТС).
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 7 сентября 2023 г, иск Соколовой Е.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" о возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность, удовлетворён.
На общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" возложена обязанность установить Соколовой Е.В, оператору очистных сооружений 2 разряда, с 6 декабря 2022 г. тарифную ставку (оклад) - 16528, 08 руб, 1 января 2023 г. - 22089, 12 руб, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученные суммы.
С общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцу судебное извещение вручено 11 января 2024 г, ответчику -10 января 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 20 декабря 2023 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Соколова Е.В. принята в ООО "Водоканал" в качестве оператора очистных сооружений 2 разряда с 6 декабря 2022 г. (на основании трудового договора от 5 декабря 2022 г. N 2789, приказа о приёме на работу от 5 декабря 2022 г. N 472-л/с). Трудовым договором Соколовой Е.В. установлен оклад в размере 6015 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 9 января 2023 г. Соколовой Е.В. установлен оклад в размере 6376 руб. с 1 января 2023 г.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Водоканал" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд. Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" отнесён к виду экономической деятельности "жилищно-коммунальное хозяйство", что позволяет отнести ООО "Водоканал" к числу организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере.
12 мая 2022 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (далее - Отраслевое тарифное соглашение, Соглашение), которое 7 июня 2022 г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. 20 июня 2022 г. названное отраслевое тарифное соглашение было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Соглашение вступило в силу с 1 января 2023 г.
Пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г, 1 января 2024 г. и 1 января 2025 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2023 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 16 242 руб. в месяц.
Пунктом 1.7 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что в случае распространения Соглашения письмом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере труда на основании статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), с учётом указанных в Трудовом кодексе процедур, Соглашение действует в отношении всех организаций жилищно-коммунального хозяйства (работодателей), которые не представили в 30-дневный срок мотивированный письменный отказ в указанный федеральный орган исполнительной власти и всех работников, состоящих в трудовых отношениях с этими работодателями.
Письмом Минтруда России от 1 июля 2022 г. N 14-4/10/В-8784 (опубликовано 13 июля 2022 г. в "Российской газете") работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. При этом указано, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к Соглашению на 2023-2025 годы, оно считается распространённым на этих работодателей.
14 июня 2022 г. письмом за N 0569/07-2022 ООО "Водоканал" направило в Минтруд России отказ от присоединения к Соглашению на 2023-2025 годы, зарегистрированный 18 июля 2022 г. за входящим N В-76816. Протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации к отказу не приложен. В письме ООО "Водоканал" указало, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению.
Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО "Водоканал" "Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО "Водоканал" от 27 февраля 2022 г. принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО "Водоканал", о чём работодатель был уведомлён 1 марта 2022 г.
Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что 8 декабря 2016 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (далее - ФОТС на 2017 - 2019 годы), действие которого продлено согласно положениям части второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 г. включительно. ФОТС на 2017 - 2019 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 декабря 2016 г.
Письмо Минтруда России от 3 февраля 2017 г. N14-4/10/В-835 "О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы" опубликовано в Российской газете, 17 февраля 2017 г, Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2017 г. N 3 и этим же письмом в соответствии с частью восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.
Поскольку в установленный частью восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок, в предусмотренном частью девятой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке ООО "Водоканал" мотивированный письменный отказ от присоединения к ФОТС на 2017 - 2019 гг. не направил, суд пришёл к выводу, что ФОТС на 2017-2019 гг. считается распространённым на ООО "Водоканал" как организацию, осуществляющую деятельность в жилищно- коммунальном хозяйстве.
Исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 г. в размере 12 153 руб, утверждённой Совместным письмом Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения N01/172, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения N287- АК/2021 от 2 декабря 2021 г. "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 - 2023 годы" и приказа ООО "Водоканал" N 1587т от 31 декабря 2013 г, которым утверждена тарифная сетка с 1 января 2014 г. и тарифный коэффициент применительно к рабочему 2 разряда - 1, 36, суд пришёл к выводу об удовлетворении требований истца и установлении ему тарифной ставки (оклада) с 6 декабря 2022 г. в размере 16 528, 08 руб. (12 153 х 1, 36).
Признав, что ФОТС на 2023 - 2025 гг. распространяется на ООО "Водоканал" как на организацию, осуществляющую деятельность в жилищно- коммунальном хозяйстве, суд пришёл к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности установить ей с 1 января 2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 22089, 12 руб. (16 242, 00 руб. х 1, 36), произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность с 1 января 2023 г. также подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
В части разрешения требований об установлении тарифной ставки истцу с 6 декабря 2022 г. кассационная жалоба доводов о несогласии с выводами суда не содержит. Оценивая доводы кассационной жалобы о том, что ФОТС на 2023 - 2025 гг. не распространяется на ООО "Водоканал", суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (часть вторая статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части пятой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью первой статьи 143 Трудового кодекса тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
На основании части второй статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учётом профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда (часть девятая статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью восьмой статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть первая статьи 48 Трудового кодекса).
Частью второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет.
Согласно части третьей статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует, в том числе в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; а также в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями (часть пятая статьи 48 Трудового кодекса).
На основании части восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключённого на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть девятая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 371 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает решения с учётом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учётом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям по взысканию задолженности по заработной плате, являлись следующие обстоятельства: относится ли ООО "Водоканал" к организациям жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; участвовало ли ООО "Водоканал" в заключении указанного в кассационной жалобе Отраслевого тарифного соглашения; было ли руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда официально опубликовано предложение для работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему; предоставляло ли ООО "Водоканал" в вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти в установленный законом срок мотивированный письменный отказ от присоединения к Соглашению; учреждена ли в ООО "Водоканал" первичная профсоюзная организация и был ли к отказу приложен протокол консультаций ООО "Водоканал" с выборным органом первичной профсоюзной организации; определяет ли Отраслевое тарифное соглашение лучшие условия труда для работника в сравнении с трудовым договором, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, иными соглашениями, локальными нормативными актами и соблюдаются ли в таком случае ООО "Водоканал" условия Отраслевого тарифного соглашения в части установленной работнику заработной платы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены вышеуказанные обстоятельства, на основании которых суды пришли к выводам о правомерности заявленных истцом исковых требований в части возложении обязанности об установлении тарифной ставки с 1 января 2023 г.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии требования к работодателю о приложении протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации в том случае, если она объединяет менее половины его работников, основаны на неправильном толковании норм трудового права.
Вопреки позиции ООО "Водоканал" часть девятая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации применена судами к спорным правоотношениям с учётом как её буквального, так и системного толкования. Статья 372 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, регулирует правоотношения, связанные с принятием работодателем локальных нормативных актов. Как следует из содержания части второй статьи 5, статьи 8 и статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, локальный нормативный акт и соглашение являются разными правовыми актами по своей природе, в связи с чем положения законодательства, определяющие порядок учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, не могут быть применены для определения порядка учёта мнения первичной профсоюзной организации при принятии работодателем решения об отказе от присоединения к отраслевому соглашению - нормативному правовому акту. Поскольку статья 48 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит требований к минимальному количеству работников, объединённых первичной профсоюзной организацией, для возникновения у работодателя обязанности проведения консультаций с выборным органом данной организации, подлежит применению общее правило, установленное статьёй 371 Трудового кодекса, о необходимости учёта мнения надлежащим образом учреждённой первичной профсоюзной организации (в том числе и в случае, если она объединяет менее половины работников).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 300-О, письмо Минтруда России от 3 декабря 2014 г. N 14-4/10/В-8221 и изложенные в жалобе судебные акты подлежат отклонению в связи со следующим.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации в данном определении изложена в отношении статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежащей применению в данном деле на основании приведённого выше. Письма Минтруда России не являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на состоявшиеся по иным гражданским делам судебные акты, также подлежат отклонению, потому что о нарушении судами принципа единства судебной практики в настоящем деле, с учётом установленных обстоятельств, не свидетельствуют и нарушения судами норм материального права не подтверждают.
Указанные заявителем судебные акты приняты, исходя из установленных судами обстоятельств конкретных дел, в частности, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке представлять интересы всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне, что на основании вышеизложенного не соответствует обстоятельствам данного дела.
Отсутствие судебной практики или разъяснений государственных органов, поддерживающих подход, изложенный судами первой и апелляционной инстанций, на что указывает заявитель кассационной жалобы, не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку позиция судов основана на правильном применении и толковании приведённых выше норм трудового права и именно суд в соответствии с трудовым и гражданским процессуальным законодательством наделён полномочиями по разрешению данного спора по существу.
Довод ООО "Водоканал" о том, что оно было лишено возможности повлиять на формирование надлежащей профсоюзной организации признается несостоятельным, так как судами первой и апелляционной инстанций был установлен факт учреждения работниками первичной профсоюзной организации.
Несмотря на указанные в кассационной жалобе объективные экономические причины для отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению и невозможность временно приостановить его действие, на основании части девятой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации несоблюдение порядка отказа от предложения о присоединении к соглашению влечёт за собой распространения действия соглашения на работодателя со дня официального опубликования предложения.
Довод ООО "Водоканал" о том, что предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением выплаты не относятся к выплатам, установленным трудовым законодательством, в связи с чем отказ в перерасчёте заработной платы по ставкам Соглашения не свидетельствует о безусловном ущемлении прав работников, так как они получают заработную плату, предусмотренную трудовым договором, суд также признает неправомерным на основании части пятой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку, как было установлено судами первой и апелляционной инстанций, условия оплаты труда, определённые трудовым договором, ухудшают положение работника по сравнению с условиями Соглашения, при этом условия Соглашения ООО "Водоканал" не соблюдаются, что следует квалифицировать как нарушение прав работника на заработную плату.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33320 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 33341 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 33341 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьёй, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2023 г. удовлетворено ходатайство ООО "Водоканал" о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена и оставлена без удовлетворения, с её подателя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 7 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Водоканал" (ИНН 1103043329) государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.