Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шевчук Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2017/2023 по иску Мердиан М.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" об установлении тарифной ставки (оклада), возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные суммы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023 года
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мердиан М.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") об установлении тарифной ставки (оклад) в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы с 1 января 2023 года, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные суммы заработной платы, проценты, компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023 года, исковые требования Мердиан М.А. удовлетворены.
ООО "Водоканал" обязано установить Мердиан М.А. с 01 января 2023г. тарифную ставку (оклад) в размере 28098, 66 руб.; произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученные суммы, произвести начисление и выплату Мердиан М.А. процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса РФ с 16 февраля 2023г. по день фактического расчета включительно.
Взыскано с ООО "Водоканал" в пользу Мердиан М.А. 5000 руб. компенсации морального вреда.
С ООО "Водоканал" в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ООО "Водоканал" ставится вопрос об отмене решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023 года, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, Мердиан М.А. с 6 марта 2013 года состоит в трудовых отношениях с ООО "Водоканал", с 15 октября 2014 года в должности диспетчера (4 разряд). Дополнительными соглашениями изменялись условия трудового договора в части размера должностного оклада по занимаемой должности, с 1 января 2023 года истцу установлен оклад в размере 21 335 руб.
С 1 февраля 2020 года оплата труда в ООО "Водоканал" установлена локальным нормативным актом - Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО "Водоканал", введенным в действие с 1 февраля 2020 года приказом N 06 от 16 января 2020 года.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО "Водоканал", утвержденного приказом от 16 января 2020 года с 1 февраля 2020 года размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Приказом ООО "Водоканал" от 31 декабря 2013 года N1587т утверждена и введена в действие с 1 января 2014 года схема тарифных коэффициентов, разработанная и принятая работодателем на основании 18-ти разрядной тарифной ставки.
Основным видом деятельности ООО "Водоканал" согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
12 мая 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы", опубликованное 20 июня 2022 года на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 года (далее - ФОТС на 2023 - 2025 годы, Соглашение).
Пунктом 2.3 ФОТС на 2023-2025 годы установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г, 1 января 2024 г. и 1 января 2015г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 года N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия её отдельных положений" минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2023 установлен в размере 16 242 руб. в месяц.
Признав, что ФОТС на 2023-2025 годы распространяет свое действие на ООО "Водоканал", поскольку Обществом в адрес Минтруда России к отказу от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы не был предоставлен протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (далее ППО), что свидетельствует о несоблюдении им порядка отказа, суд пришел к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности установить с 1 января 2023 года тарифную ставку (оклад) в соответствии с ФОТС на 2023-2025 года, подлежат удовлетворению.
При этом определяя тарифную ставку (оклад), суд принял во внимание действующий у работодателя приказ от 31 декабря 2013 года N 1587т, которым по 4 разряду истцу установлен тарифный коэффициент 1, 73, рассчитав тарифную ставку (оклад) с 1 января 2023 года в размере 28098, 66 руб. (16 242 руб. х 1, 73).
Установив факт нарушения трудовых прав Мердиан М.А, суд первой инстанции указал на применение положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и возложении обязанности на ответчика произвести выплату Мердиан М.А. компенсации в виде процентов от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно, в размере не ниже 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, установив нарушение прав работника действиями работодателя, суд на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ООО "Водоканал" в пользу Мердиан М.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, указав, что присужденная компенсация соответствует объему перенесённых нравственных страданий работника, не получавшего за свой труд в полном объёме заработную плату, принципам разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При разрешении спора судами правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы ООО "Водоканал" судами правильно применены нормы материального права.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (часть вторая статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части пятой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью первой статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
На основании части второй статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учётом профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда (часть девятая статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью восьмой статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть первая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет.
Согласно части третьей статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует, в том числе в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; а также в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями (часть пятая статьи 48 Трудового кодекса).
На основании части восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключённого на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть девятая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 371 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает решения с учётом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учётом норм материального права, подлежащих применению к сложившимся отношениям по взысканию задолженности по заработной плате, являлись следующие обстоятельства: относится ли ООО "Водоканал" к организациям жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; участвовало ли ООО "Водоканал" в заключении Отраслевого тарифного соглашения; было ли руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, официально опубликовано предложение для работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему; предоставляло ли ООО "Водоканал" в вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти в установленный законом срок мотивированный письменный отказ от присоединения к Соглашению; учреждена ли в ООО "Водоканал" первичная профсоюзная организация и был ли к отказу приложен протокол консультаций ООО "Водоканал" с выборным органом первичной профсоюзной организации; определяет ли Отраслевое тарифное соглашение лучшие условия труда для работника в сравнении с трудовым договором, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, иными соглашениями, локальными нормативными актами и соблюдаются ли в таком случае ООО "Водоканал" условия Отраслевого тарифного соглашения в части установленной работнику заработной платы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены вышеуказанные обстоятельства, на основании которых суды пришли к выводам о правомерности заявленных истцом требований.
Доводы кассационной жалобы ООО "Водоканал" об отсутствии требования к работодателю о приложении протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации в том случае, если она объединяет менее половины его работников, основаны на неправильном толковании норм трудового права.
Вопреки позиции ООО "Водоканал" часть девятая статьи 48 Трудового кодекса применена судами к спорным правоотношениям с учётом как её буквального, так и системного толкования. Статья 372 Трудового кодекса, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, регулирует правоотношения, связанные с принятием работодателем локальных нормативных актов.
Как следует из содержания части второй статьи 5, статьи 8 и статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, локальный нормативный акт и соглашение являются разными правовыми актами по своей природе, в связи с чем, положения законодательства, определяющие порядок учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, не могут быть применены для определения порядка учёта мнения первичной профсоюзной организации при принятии работодателем решения об отказе от присоединения к отраслевому соглашению - нормативному правовому акту.
Поскольку статья 48 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит требований к минимальному количеству работников, объединенных первичной профсоюзной организацией, для возникновения у работодателя обязанности проведения консультаций с выборным органом данной организации, подлежит применению общее правило, установленное статьёй 371 Трудового кодекса Российской Федерации, о необходимости учёта мнения надлежащим образом учрежденной первичной профсоюзной организации (в том числе и в случае, если она объединяет менее половины работников).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 300-О, письмо Минтруда России от 3 декабря 2014 года N 14-4/10/В-8221 и изложенные в жалобе судебные акты подлежат отклонению в связи со следующим.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации в данном определении изложена в отношении статьи 372 Трудового кодекса, не подлежащей применению в данном деле на основании вышеизложенного. Письма Минтруда России не являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению. Указанные заявителем судебные акты приняты исходя из установленных судами обстоятельств конкретных дел, в частности, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном Трудовым кодексом порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, что не соответствует установленным судами обстоятельствам данного дела.
Отсутствие судебной практики или разъяснений государственных органов, поддерживающих подход, изложенный судами первой и апелляционной инстанций, на что указывает заявитель кассационной жалобы, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку позиция судов основана на правильном применении и толковании приведённых выше норм трудового права и именно суд в соответствии с трудовым и гражданским процессуальным законодательством наделён полномочиями по разрешению данного спора по существу.
Довод ООО "Водоканал" о том, что оно было лишено возможности повлиять на формирование профсоюзной организации признается несостоятельным, так как судами первой и апелляционной инстанций был установлен факт учреждения работниками первичной профсоюзной организации.
Несмотря на указанные в кассационной жалобе объективные экономические причины для отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению и невозможность временно приостановить его действие, на основании части девятой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации несоблюдение порядка отказа от предложения о присоединении к соглашению влечет за собой распространения действия соглашения на работодателя со дня официального опубликования предложения.
Доводы ООО "Водоканал" о том, что предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением выплаты не относятся к выплатам, установленным трудовым законодательством, в связи с чем, отказ в перерасчёте заработной платы по ставкам Соглашения не свидетельствует о безусловном ущемлении прав работников, так как они получают заработную плату, предусмотренную трудовым договором, не согласуются с положениями части пятой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку, как было установлено судами двух инстанций, условия оплаты труда, определённые трудовым договором, ухудшают положение работника по сравнению с условиями Соглашения. При этом условия Соглашения ООО "Водоканал" не соблюдаются, что следует квалифицировать как нарушение прав работника на заработную плату.
Кассационная жалоба ООО "Водоканал" не содержит доводов относительно несогласия с выводами суда о применении положений статей 237 Трудового кодекса Российской Федерации в части компенсации морального вреда, в связи с чем, правильность обжалуемых судебных постановлений проверяется судом кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2024 года удовлетворено ходатайство ООО "Водоканал" о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33320 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 33341 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 33341 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 статьи 64 Налогового кодекса, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Поскольку кассационная жалоба ООО "Водоканал" рассмотрена и оставлена без удовлетворения, с её подателя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Водоканал" (ИНН 1103043329) государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.