Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-2986/2023 по иску Лядова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности продлить отпуск, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Лядова Александра Сергеевича на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю Брюханова А.С, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лядов А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Управление Росгвардии по Пермскому краю) о возложении обязанности продлить основной отпуск за 2022 год на период нахождения на листке нетрудоспособности в период с 25 января 2023 года по 13 февраля 2023 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование иска указал, что проходит службу в Управлении Росгвардии по Пермскому краю. Находясь в основном отпуске за 2022 год, он 25 января 2023 года обратился за медицинской помощью к неврологу клиники Медицинский центр "Альфа-Центр Здоровья", где по окончании лечения 13 февраля 2023 года ему выдали больничный лист, который он представил работодателю вместе с рапортом на продление отпуска в связи с нахождением на листке нетрудоспособности в период с 25 января 2023 года по 13 февраля 2023 года. 15 февраля 2023 года он получил ответ на этот рапорт об отказе в продлении отпуска без указания причин. Также 15 февраля 2023 года ему поступило уведомление о назначении служебной проверки по представленному больничному листу и представлении объяснений о причинах отсутствия на рабочем месте в период с 06 февраля 2023 года по 13 февраля 2023 года. Не соглашаясь с назначением проверки, полагал, что Управлением Росгвардии по Пермскому краю нарушены его права, поскольку он не соглашался на перенос отпуска на другой срок. Указывал, что медицинский центр "Альфа-Центр Здоровья" имеет лицензию осуществление медицинской деятельности, вправе оказывать услуги, за которыми он обратился, так как в поликлинике ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" (далее также - ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю) ему устно отказали в квалифицированной медицинской помощи. Отмечал, что работодатель согласился с продлением отпуска в период с 25 января 2023 года по 05 февраля 2023 года в связи с нахождением на больничном листе, по мнению работодателя, отпуск заканчивался бы 13 февраля 2023 года, то есть он должен был приступить к исполнению обязанностей с 14 февраля 2023 года.
Вместе с тем, на 14 февраля 2023 года у него была назначена операция, в связи с чем в период с 14 февраля 2023 ш по настоящее время он находится на больничном листе. В результате не выполнения работодателем своей обязанности по продлению отпуска на период больничного нарушены его трудовые права, а именно право на продление отпуска в связи с нахождением в период отпуска на больничном листе, чем причинены нравственные страдания.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 сентября 2023 года, Лядову А.С. в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Указывает, что позиция судов основана на неправильном применении положений статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) без учета позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в определениях от 29 сентября 2022 года N 2254-О, от 25 января 2018 года N 154-О, от 28 сентября 2017 года N 2073-О, от 16 июля 2015 года N 1634-О, а также в постановлении от 12 октября 2023 года N 47-П, которым признана неконституционной часть 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в той мере, в какой данное законоположение полностью исключает возможность освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного частной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, даже при наличии исключительных обстоятельств, объективно требующих обращения в такую медицинскую организацию за получением медицинской помощи, и тем самым позволяет увольнять этого сотрудника в связи с отсутствием его на службе, вызванным временной нетрудоспособностью, по основанию, связанному с его виновным поведением. Суды не учли, что до 25 января 2023 года он обращался за помощью к врачу неврологу, проходил лечение в ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю, однако лечение оказалось неэффективным, он обратился к врачу-неврологу ООО "Медицина Альфа Страхование". Факт его длительного лечения не оспаривался стороной ответчика, так как в результате нахождения его на больничном более 4-х месяцев в течение 2022 года, он был выведен 16 декабря 2022 года в распоряжение и направлен на прохождение военно-врачебной комиссии.
Отмечает, что ООО "Медицина Альфа Страхование" является медицинской организацией частной системы здравоохранения, имеет лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Выданный частной медицинской компанией лист нетрудоспособности оформлен в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Ссылка судов на Порядок выдачи листка освобождения, утвержденный приказом Росгвардии N 437, не обоснована, так как 25 января 2023 года листок нетрудоспособности ему открыло не ведомственное медучреждение, в связи с чем, выданный лист нетрудоспособности мог не соответствовать листку освобождения от выполнения служебных обязанностей.
От Управления поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную, указывает, что доказательств безотлагательного характера обращения в частную медицинскую организацию за оказанием медицинской помощи не представлено, на запрос дан ответ ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю о возможности истца в спорный период получить амбулаторную помощь у врача-невролога, также предварительного уведомления своего непосредственного руководителя, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 2023 года N47-П, Лядовым осуществлено не было. 28 декабря 2023 года истец уволен со службы в Росгвардии по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ.
Истец Лядов А.С. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика Брюханова А.С, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судами установлено и из материалов дела следует, что майор полиции Лядов А.С. в соответствии с приказом Управления Росгвардии по Пермскому краю от 16 декабря 2022 года N 196 л/с на основании пункта 5 части 10 статьи 36, части 3 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение Управления с 16 декабря 2022 года.
В соответствии с приказом Управления Росгвардии по Пермскому краю от 17 января 2023 года N 7 с/ч находящемуся в распоряжении Управления Лядову А.С. продлён основной отпуск за 2022 год на 19 календарных дней (в том числе 12 календарных дней необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно) с 17 января по 04 февраля 2023 года с выездом в г. Владивосток.
13 февраля 2023 года Лядовым А.С. на имя начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю подан рапорт о продлении ежегодного отпуска за 2022 год, представлен лист освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от 25 января 2023 года N 1, выданный обществом с ограниченной ответственностью "Медицина Альфа Страхование" (далее - ООО "Медицина Альфа Страхование"), на период с 25 января 2023 года по 13 февраля 2023 года.
15 февраля 2023 года Лядову А.С. в продлении основного отпуска, в связи с временной нетрудоспособностью на основании листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от 25 января 2023 года N1, выданного ООО "Медицина Альфа Страхования", было отказано.
В продлении отпуска ответчиком отказано, так как лист нетрудоспособности выдан истцу ООО "Медицина Альфа Страхования", данное общество не относится к учреждениям, указанным в статье 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Как следует из пояснений истца, он, как сотрудник Росгвардии, прикреплен к специализированному медицинскому учреждению, а именно: к поликлинике ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю, где должен получать амбулаторную медицинскую помощь. Он обратился в ООО "Медицина Альфа Страхования", поскольку ему требовалась срочная медицинская помощь, а устно в поликлинике ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю ему отказали, к неврологу нужно было записываться и ждать, у терапевта была очередь. Ранее ему продляли отпуск по листку нетрудоспособности, выданному частной клиникой, где он проходил лечение у уролога, в поликлинике, к которой он прикреплен, не было уролога.
Согласно ответу ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю в период с 25 января 2023 года по 13 февраля 2023 года в поликлинике имелась возможность получить амбулаторную помощь, в том числе у врача-невролога; листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, выданные частными медицинскими организациями, регистрации в ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю не подлежат.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности продлить основной отпуск в период нахождения на листе нетрудоспособности с 25 января 2023 года по 13 февраля 2023 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 5 части 10 статьи 36, статьей 52, 59, 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, пункта 2 Порядка освобождения военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, от исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, утвержденного Приказом Росгвардии от 14 декабря 2020 года N 495, исходил из того, что истец является сотрудником Росггвардии, обладает особым статусом, на него распространяются специальные законы, которые истец обязан выполнять, он прикреплен на медицинское обслуживание к ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю, доказательств отсутствия в ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю соответствующего специалиста или специального медицинского оборудования, требующих обращения для лечения заболевания истца в частную медицинскую организацию, не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из недоказанности нарушения трудовых прав истца действиями (бездействием) ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на действующих в период рассмотрения дела нормативных правовых актах, на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 59 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления (часть 3 статьи 59 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военнослужащие и приравненные к ним по медицинскому обеспечению лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ) войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военно-врачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.
Приказом Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации от 14 декабря 2020 года N495 утвержден Порядок освобождения военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, от исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами (далее - Порядок освобождения от исполнения обязанностей военной службы).
Согласно пункту 2 Порядка освобождения от исполнения обязанностей военной службы в военных (военных клинических) госпиталях, консультативно-диагностических (клинико-диагностических) центрах, санаторно-курортных организациях войск национальной гвардии (далее - медицинские организации войск национальной гвардии) (медицинских подразделениях соединений, воинских частей и организаций войск национальной гвардии (далее - медицинские подразделения воинских частей), медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (федеральном казенном учреждении здравоохранения "Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральном казенном учреждении здравоохранения "Центральная клиническая больница Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральном казенном учреждении здравоохранения "Центральная поликлиника N 1 Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральном казенном учреждении здравоохранения "Центральная поликлиника N 2 Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральном казенном учреждении здравоохранения "Центральная поликлиника N 3 Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральном казенном учреждении здравоохранения "Центральная стоматологическая поликлиника Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральном казенном учреждении здравоохранения "Центральная детская поликлиника Министерства внутренних дел Российской Федерации", санаторно-курортных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медико-санитарных частях Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации) (далее - медицинские организации МВД России), медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (далее - государственные или муниципальные медицинские организации) в целях определения способности выполнять служебные обязанности военнослужащими (сотрудниками), необходимости и сроков
освобождения их по состоянию здоровья от выполнения служебных обязанностей проводится экспертиза временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 7 Порядка освобождения от исполнения обязанностей военной службы при оказании медицинской помощи военнослужащим (сотрудникам) в военно-медицинских организациях и медицинских организациях МВД России освобождение военнослужащих (сотрудников) от выполнения служебных обязанностей осуществляется на основании заключения о частичном или полном освобождении, оформленного в виде справки (далее - справка) (рекомендуемый образец справки приведен в приложении к Порядку), листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по форме, утвержденной приказом Росгвардии и Минздрава России от 1 октября 2018 года N 437/664н "Об утверждении формы и порядка выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции".
При оказании медицинской помощи военнослужащим (сотрудникам) в государственных или муниципальных медицинских организациях в соответствии с договорами, заключенными управлениями оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальными органами Росгвардии, соединениями, воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования и иными организациями войск национальной гвардии (далее - воинская часть (организация) с государственными или муниципальными медицинскими организациями в соответствии с Правилами возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденными постановлением N 911, либо на условиях взаиморасчетов, освобождение военнослужащих (сотрудников) от выполнения служебных обязанностей осуществляется на основании справок или медицинских заключений выданных указанными медицинскими организациями в порядке, установленном приказом Минздрава России от 14 сентября 2020 года N972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", с учетом требований приказа Росгвардии и Минздрава России N 437/664н, а также листков освобождения от выполнения служебных обязанностей, выданных медицинскими организациями МВД России.
Согласно пункту 11 Порядка освобождения от исполнения обязанностей военной службы освобождение военнослужащего (сотрудника) от выполнения служебных обязанностей в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, требующего оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в момент его пребывания за пределами территории Российской Федерации (Статья 14 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") в период командировки (отпуска) либо в связи с направлением его на лечение за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании справки (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей, заключения государственной или муниципальной медицинской организации), выданной по решению врачебной комиссии военно-медицинской организации (медицинской организации МВД России, к которой военнослужащий (сотрудник) прикреплен на медицинское обеспечение, государственной или муниципальной медицинской организации, в которой военнослужащий (сотрудник) получает первичную медико-санитарную помощь) взамен медицинского документа, подтверждающего временную нетрудоспособность (после нотариально удостоверенного перевода на русский язык), выданного медицинской организацией по месту оказания медицинской помощи.
Приказом Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации N 437, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 664н от 01 октября 2018 года утверждены форма листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции.
Согласно пункту 2 указанного Порядка выдача сотруднику листка освобождения от выполнения служебных обязанностей (заключения) осуществляется медицинскими организациями войск национальной гвардии (медицинскими организациями МВД России, а также иными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе медицинскими, военно-медицинскими подразделениями, частями и организациями федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Из названных нормативных правовых актов следует, что отношения по медицинскому обслуживанию и освобождению сотрудников Росгвардии от выполнения служебных обязанностей в связи со временной нетрудоспособностью, регулируются специальными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми временная нетрудоспособность сотрудника должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, в случае, когда по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти не имеется либо когда в них отсутствуют соответствующие отделения или специальное медицинское оборудование. Установленный указанными нормативными правовыми актами порядок освобождения от исполнения обязанностей службы в Росгвардии в связи со временной нетрудоспособностью сотрудники должны знать и исполнять. Продление отпуска осуществляется приказом уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления, в частности листка нетрудоспособности, выданного уполномоченной медицинской организацией.
Доводы кассационной жалобы истца о неправильном применении судами положений статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ без учета позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в определениях от 29 сентября 2022 года N 2254-О, от 25 января 2018 года N 154-О, от 28 сентября 2017 года N 2073-О, от 16 июля 2015 года N 1634-О, а также в постановлении от 12 октября 2023 года N 47-П, которым признана неконституционной часть 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в той мере, в какой данное законоположение полностью исключает возможность освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного частной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, даже при наличии исключительных обстоятельств, объективно требующих обращения в такую медицинскую организацию за получением медицинской помощи, и тем самым позволяет увольнять этого сотрудника в связи с отсутствием его на службе, вызванным временной нетрудоспособностью, по основанию, связанному с его виновным поведением, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку вышеуказанным правовым регулированием даже в отсутствие статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ предусмотрен определенный механизм освобождения сотрудников Росгвардии от выполнения служебных обязанностей, в связи со временной нетрудоспособностью, который истцом не был соблюден.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29 сентября 2022 года N 2254-О, от 25 января 2018 ш N 154-О, от 28 сентября 2017 года N 2073-О, от 16 июля 2015 года N 1634-О, часть 1 статьи 65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая механизм реализации права на освобождение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в случае временной нетрудоспособности, действует во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами и направлена на защиту прав сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в сфере охраны здоровья, не создает препятствий к получению ими медицинской помощи в медицинских учреждениях, не относящихся к медицинским учреждениям системы МВД России, и предоставлению им социальных гарантий в связи с временной нетрудоспособностью.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции проверены и обоснованно отклонены доводы истца об отказе в приеме невролога в поликлинике ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю, поскольку из ответа данного медицинского учреждения судами установлено, что в поликлинике МСЧ в период с 25 января 2023 года по 13 февраля 2023 года у истца имелась возможность получить амбулаторную помощь, в том числе у врача-невролога, доказательств отказа в оказании истцу в срочной медицинской помощи в ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю, необходимости истца в экстренной медицинской помощи в суд не представлено.
После вступления судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в законную силу Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 12 октября 2023 года N 47-П, которым часть 1 статьи 65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 41 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное законоположение полностью исключает возможность освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного частной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, даже при наличии исключительных обстоятельств, объективно требующих обращения в такую медицинскую организацию за получением медицинской помощи, и тем самым позволяет увольнять этого сотрудника в связи с отсутствием его на службе, вызванным временной нетрудоспособностью, по основанию, связанному с его виновным поведением.
В данном постановлении указано, что федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в этом Постановлении, - внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование и предусмотреть условия и порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного другой - помимо ведомственной либо иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения - медицинской организацией в исключительных обстоятельствах, объективно требующих обращения в такую медицинскую организацию за получением медицинской помощи. Впредь до внесения соответствующих изменений освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, связанной с лечением (обследованием) в частной медицинской организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, в указанных исключительных обстоятельствах возможно при условии предварительного (до прохождения обследования и (или) лечения) уведомления им своего непосредственного руководителя (начальника) и на основании изданного уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения); отказ же от освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей может быть обжалован в суд.
Если такой приказ (распоряжение) не издан либо решение суда по результатам указанного обжалования не принято, но при этом лечение (обследование) в частной медицинской организации носило для сотрудника безотлагательный характер или имелись достаточные основания для того, чтобы оно могло восприниматься им в качестве такового, отсутствие его на службе, вызванное оказанием ему медицинской помощи в частной медицинской организации при наличии соответствующих исключительных обстоятельств, не может служить - при их надлежащем подтверждении - основанием для увольнения сотрудника в связи с его виновным поведением.
Судебная коллегия обращает внимание, что спор не касается увольнения или привлечения к дисциплинарной ответственности, истец в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, в объяснениях, изложенных в протоколах судебных заседаний не ссылался на наличие исключительных обстоятельств, объективно требующих обращения к врачу-неврологу ООО "Медицина Альфа Страхование", на безотлагательный характер такого обращения, на неэффективность лечения в ФКУЗ МСЧ МВД России по Пермскому краю, не представлял в суды первой и апелляционной инстанций доказательства таких обстоятельств, впервые данные доводы приведены истцом в кассационной жалобе, поэтому они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями действующих норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лядова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.