Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степанова Сергея Петровича на решение Увельского районного суда Челябинской области от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2а-528/2023 по административному исковому заявлению Степанова Сергея Петровича о признании незаконным решения о призыве на военные сборы.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, объяснения административного истца Степанова С.П, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанов С.П. обратился в суд с административным иском к военному комиссару городов Южноуральск и Пласт, Увельского района Челябинской области о признании незаконным решения от 19 мая 2023 года о направлении на военные сборы (л.д. 59).
В обоснование иска указано, что 19 мая 2023 года Степанову С.П. была вручена повестка о явке 22 мая 2023 года на военные сборы. По мнению истца, ответчик привлек его на военные сборы с нарушением действующего законодательства. 26 мая 2023 года он обратился с заявлением, в котором просил освободить его от военных сборов в связи с состоянием здоровья, однако получил отказ. Ранее истец был признан ограниченно годным к военной службе, ему был выдан военный билет. В настоящее время состояние его здоровья ухудшилось по сравнению с 2003 годом. Отказавшись провести медицинское освидетельствование, ответчик лишил истца права на освобождение от призыва на военные сборы.
Определением суда первой инстанции от 30 мая 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия Увельского района Челябинской области, военный комиссариат Челябинской области, призывная комиссия Челябинской области.
Решением Увельского районного суда Челябинской области от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 марта 2024 года, административный истец Степанов С.П. просил судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что истец, являясь ограниченно годным по состоянию здоровья, призван на военные сборы незаконно; ответчик сфальсифицировал документы воинского учета, на основании которых 15 мая 2023 года было принято решение о призыве Степанова С.П. на военные сборы; истцу не было известно о необходимости предоставления в военкомат каких-либо медицинских документов, в повестке об этом не указывалось; никакой технической специальности истец никогда не имел и не имеет.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административных ответчиков, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав административного истца, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному административному делу имеются.
Статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) закреплено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона N 53-ФЗ для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца.
Граждане, которые освобождаются от призыва на военные сборы, перечислены в ст. 55 Федерального закона N 53-ФЗ.
Как установлено судами и подтверждается собранными по делу доказательствами, Степанов С.П, "данные изъяты", является военнообязанным, признан ограниченно годным к военной службе, имеет категорию годности "В", находится в запасе с 3 декабря 2003 года.
Указом Президента Российской Федерации от 10 мая 2023 года N 333 объявлен призыв в 2023 году граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности.
Приказом военного комиссара городов Южноуральск и Пласт, Увельского района Челябинской области от 15 мая 2023 года N 58 на начальника отделения возложена обязанность в срок до 19 мая 2023 года организовать и провести отбор и оповещение граждан, пребывающих в запасе; определен период оповещения граждан, отобранных для прохождения учебных сборов, - с 22 мая по 9 июня 2023 года. В именном списке лиц, направляемых на учебные сборы, являющемся приложением N 1 к вышеуказанному приказу, указан рядовой Степанов С.П.
19 мая 2023 года Степанов С.П. получил повестку о прибытии 22 мая 2023 года в 09:30 по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Спортивная, 15 на военные сборы.
Степанов С.П. по повестке не явился, 26 мая 2023 года обратился к военному комиссару городов Южноуральск и Пласт, Увельского района Челябинской области с заявлением об освобождении от военных сборов по состоянию здоровья как непригодного к военной службе. На данное заявление военный комиссар 26 мая 2023 года дал ответ, согласно которому на основании ст. 55 Федерального закона N 53-ФЗ Степанов С.П. подлежит призыву на военные сборы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение является законным; препятствий для прохождения истцом военных сборов не имелось; Степанов С.П. не подавал заявление о прохождении медицинского освидетельствования, документы, подтверждающие состояние его здоровья, в военный комиссариат не предъявлял.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Согласно п. 4 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года N 333 (далее - Положение), военные сборы подразделяются на учебные сборы и сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы).
На военные комиссариаты возлагаются следующие функции: а) отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями; б) организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы; в) оповещение и призыв граждан на военные сборы; г) организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно; д) компенсация расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов (п. 8 Положения).
В соответствии с п. 9 Положения призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.
Отбор граждан для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится (п. 10 Положения).
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что граждане при призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при призыве на военные сборы осуществляется военными комиссариатами.
Граждане при призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара. Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки (п. 12 Положения).
Из приведенных правовых норм следует, что решение о призыве гражданина, пребывающего в запасе, на учебные военные сборы может быть принято военным комиссаром только после медицинского освидетельствования гражданина, организация которого возложена на военный комиссариат; о начале военных сборов гражданин должен быть извещен не менее чем за 10 дней.
Вместе с тем из материалов дела следует, что медицинское освидетельствование Степанова С.П. военным комиссариатом организовано не было, он сразу был включен в именной список лиц, подлежащих направлению на учебные сборы, и уведомлен о начале сборов за три дня.
Признавая оспариваемое решение законным, суды нижестоящих инстанций не правильно руководствовались законодательством о военно-врачебной экспертизе и не применили положения Федерального закона N 53-ФЗ, регламентирующие основания и порядок проведения медицинского освидетельствования, в том числе граждан, призываемых на военные сборы.
Поскольку до принятия оспариваемого решения военный комиссариат не организовал медицинское освидетельствование Степанова С.П, которое является обязательным (вне зависимости от наличия или отсутствия его заявления об этом), постольку решение военного комиссариата о направлении истца на военные сборы как вынесенное преждевременно законным признать нельзя.
В связи с неправильным применением норм материального права обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Истец просил признать незаконным решение ответчика от 19 мая 2023 года, однако из материалов дела следует, что решение о направлении Степанова С.П. на учебные военные сборы было оформлено приказом военного комиссара городов Южноуральск и Пласт, Увельского района Челябинской области от 15 мая 2023 года N 58 (с учетом приложения N 1). Поэтому судебная коллегия считает возможным признать незаконным указанный приказ в части направления на военные сборы Степанова С.П.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Увельского районного суда Челябинской области от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным приказ военного комиссара городов Южноуральск и Пласт, Увельского района Челябинской области от 15 мая 2023 года N 58 (с учетом приложения N 1) в части направления Степанова Сергея Петровича на учебные военные сборы.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.