Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 г. N Ф04-7316/2005(15915-А27-26) Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 октября 2005 г. N Ф04-7316/2005(15915-А27-26)
(извлечение)

 

Открытое акционерное общество "Междуреченская Угольная компания-96" (далее - ОАО "Междуреченская Угольная компания-96"), город Междуреченск, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Междуреченску (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Кемеровской области) о признании недействительным решения N 842 от 16.09.2004 в части доначисления платы за пользование водными объектами за 2003 год в сумме 234 835 рублей, начисления пени за несвоевременную уплату платы за пользование водными объектами в сумме 42 982 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 46 967 рублей и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4 000 рублей за непредставление налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы N 1-НДФЛ.

Решением от 25.04.2005 арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2005, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение налогового органа N 842 от 16.09.2004 в обжалуемой части.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что налоговым органом не доказано, что общество производит пользование подземными водными объектами, и что откачиваемые из горных выработок дренажные воды имеют статус водного объекта. Заявитель в проверяемый период не превысил установленный лимит водопотребления подземных вод.

Также Инспекцией не представлено доказательств совершения обществом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе налоговый орган просит вынесенные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что общество подпадает под все признаки плательщика за пользование водными объектами: является организацией, непосредственно осуществляющей пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств; пользуется водными объектами в целях осуществления забора воды; пользуется подземной водой, являющейся водным объектом.

Указывает, что налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, так как по требованию о предоставлении информации для осуществления налогового контроля, обязано представлять в налоговый орган таковую, в данном случае карточки по форме 1-НДФЛ.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Междуреченская Угольная компания-96" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.10.2001 по 31.03.2004, результаты проверки отражены в акте N 842 от 13.08.2004.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 842 от 16.09.2004 о привлечении общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основанием принятия решения в обжалуемой части послужило изъятие ОАО "Междуреченская Угольная компания-96" воды, попутно забранной при добыче каменного угля, часть которой общество направляло на очистные сооружения ЗАО "Распадская", а очищенную шахтную воду использовало на технологические нужды.

Кроме того, налогоплательщиком по требованию налогового органа о Предоставлении документов от 02.06.2004, не были представлены налоговые карточки д о учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ) для осуществления налогового контроля на предпринимателей-физических лиц в количестве 80 штук.

Не согласившись с вынесенным решением в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской федерации в виде штрафа в размере 46 967 рублей за неполную уплату платы за пользование водными объектами за 2003 год и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4 000 рублей за непредставление налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы N 1-НДФЛ, а также доначисления платы за пользование водными объектами в сумме 234 835 рублей, пени за ее несвоевременную уплату в сумме 42 982 рублей, ОАО "Междуреченская Угольная компания-96" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основным видом деятельности общества является добыча полезных ископаемых, при которой удаление карьерных вод является элементом технического процесса и осуществляется в целях улучшения качества добываемого угля, уменьшения его влажности.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О плате за пользованиеводными объектами" предусмотрено, что объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанных в ст. 1 закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами").

Судом первой инстанции установлено, что подземные воды, извлекаемые обществом при добыче угля, не используются в технологическом процессе, не удовлетворяют какие-либо потребности, являются помехой в осуществлении основной деятельности общества, влекут дополнительные материальные затраты.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для отнесения к плательщикам платы за пользование водными объектами необходимо непосредственное осуществление пользования водным объектом.

Кассационная инстанция поддерживает вывод арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о том, что добывая подземным способом уголь, извлекая одновременно дренажную воду из горных выработок, с применением водоотливных установок для ее удаления, общество не осущестляет использование водного объекта.

Тем более, что налоговый орган не представил доказательств, что общество при заборе подземной воды, скапливаемой в горных выработках, осуществляет пользование водным объектом, имеющим границы, объем и черты водного режима, применяет какие-либо устройства.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что решение налогового органа о доначислении платы за пользование водными объектами, начисление пени и налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является недействительным, кассационная инстанция считает правомерным.

Доводы налогового органа об обоснованном привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, полно и всесторонне проверялись в судах первой и апелляционной инстанций. Поскольку налоговый орган не указал в требовании количество запрашиваемых документов, а штраф исчислен исходя из 80 карточек, при этом в обжалуемом решении налогового органа не изложены основания расчета, кассационная инстанция считает правомерным выводы суда об удовлетворении заявленных требований в этой части.

Кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебных актах соответствуют материалам дела, собранным по делу доказательствам. В связи с чем, в удовлетворении кассационной жалобы отказано.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

решение от 25.04.2005 и постановление от 15.07.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22742/04-2 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 г. N Ф04-7316/2005(15915-А27-26)


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании