Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 октября 2009 г. N Ф04-6657/2009
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Западная Сибирь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - налоговый орган) о признании незаконным постановления о производстве выемки документов и предметов от 16.09.2008 N 7, а также о признании незаконными действий сотрудников налогового органа по выемке (изъятию) документов.
Решением от 20.04.2009 Арбитражного суда Тюменской области требования общества удовлетворены.
Постановлением от 22.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган считает, что в постановлении о назначении выемки документов достаточно сослаться на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты; при вынесении постановления использовалась форма постановления, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@; ЗАО "Западная Сибирь" были сданы декларации с нулевой отчетностью, при этом согласно выписки банка на расчетный счет организации поступали денежные средства; ЗАО "Западная Сибирь" представляет налоговую отчетность с нулевыми показателями за 29 организаций, при этом в соответствии с банковскими выписками налогоплательщики осуществляют финансово-хозяйственную деятельность; представитель ЗАО "Западная Сибирь" присутствовал при выемке документов; представители общества умышлено уклонялись от получения копий изъятых документов; налоговым органом изымались документы организаций, находящихся на обслуживании у ЗАО "Западная Сибирь", следовательно, данные документы связаны с деятельностью общества; права общества нарушены не были, так как документы изъятые в офисе ЗАО "Западная Сибирь", опечатаны в коробки, на каждую коробку наклеено "Документы упакованы, опечатаны, скреплены печатью", подписаны должностными лицами налогового органа, понятыми и представителями общества.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали свои доводы.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом вынесено решение от 16.09.2008 N 12/121 о проведении выездной налоговой проверки ЗАО "Западная Сибирь".
В тот же день налоговым органом вынесено постановление от 16.09.2008 N 7 о производстве выемки документов и предметов.
Постановление налогового органа мотивировано тем, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или изменены.
Действия по выемки документов ЗАО "Западная Сибирь" оформлены протоколом от 16.09.2008.
Арбитражным судом признано недействительным постановление о производстве выемки документов и действия налогового органа по выемке документов на том основании, что постановление является не мотивированным, в нем отсутствует обоснование необходимости выемки, не указаны причины или факты, позволяющие сделать вывод о наличии оснований для выемки; в ходе выемки документов ЗАО "Западная Сибирь" налоговым органом изъяты документы и предметы, не имеющие отношения к налоговой проверке общества, а также налоговым органом нарушен порядок проведения выемки.
Согласно пункту 14 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
Арбитражными судами установлено, что в оспариваемом постановлении от 16.09.2008 N 7 о производстве выемки документов отсутствует мотивировка вывода налогового органа о наличии возможности уничтожения и сокрытия обществом документов, в качестве основания для выемки в постановлении приведена только вышеуказанная формулировка пункта 14 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Обстоятельства, послужившие основанием для производства выемки, в тексте постановления не раскрыты.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о несоответствии постановления налогового органа о производстве выемки предметов и документов нормам пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы налогового органа о представлении обществом нулевой налоговой отчетности за себя и другие организации, при наличии фактического поступления денежных средств на расчетный счет, не могут являться основанием для отмены судебных актов, так как указанные налоговым органом в ходе судебного разбирательства причины не изложены в оспариваемом судебном акте, а также не признаны арбитражными судами достаточными для проведения выемки документов.
Согласно пункту 7 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации, изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
Согласно пункту 9 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе, о выемке делается специальная отметка.
Арбитражными судами установлено, что в протоколе выемки документов и предметов от 16.09.2008 перечислены изъятые документы следующим образом: 1. Сервер с базой данных 1С, опечатанный - 1 коробка; 2. Документы, опечатанные - 9 коробок; 3. Печати организаций, опечатанные - 1 коробка. При этом перечня документов не содержится, документы не прошивались и не нумеровались.
Согласно пункту 5 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Арбитражными судами установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом были изъяты документы, не имеющие отношение к предмету налоговой проверки ЗАО "Западная Сибирь", так как в описи, составленной налоговым органом, содержатся сведения об изъятии документов, не принадлежащие ЗАО "Западная Сибирь", относящиеся к деятельности арендаторов и контрагентов общества.
Довод налогового органа о том, что между обществом и рядом организаций были заключены договоры на оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, в связи с чем изъятые документы иных хозяйствующих субъектов непосредственно связаны с финансово-хозяйственной деятельностью заявителя, рассмотрены судами и отклонены как не соответствующие обстоятельствам дела.
На основании установленных судами обстоятельств дела, норм статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о том, что в ходе выемки налоговым органом были допущены вышеуказанные нарушения.
Доводы налогового органа о присутствии при выемке документов представителя общества, а также о наличии большого количества документов, не освобождают налоговый орган от обязанности перечислять и описывать в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях изымаемые документы с точным указанием их наименования.
Доводы кассационной жалобы о наличии судебного акта в отношении ООО "Западно-Сибирский центр консалтинговых услуг" не могут являться основанием для отмены судебных актов по данному делу, так как в судебном разбирательстве по данному делу не рассматривались обстоятельства, связанные с выемкой документов, принадлежащих ООО "Западно-Сибирский центр консалтинговых услуг" и в отношении указанного общества какие-либо обстоятельства дела судом не установлены.
Доводы кассационной жалобы в части вопроса об изъятии документов, не принадлежащих ЗАО "Западная Сибирь", являлись предметом оценки арбитражными судами. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела в данной части у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы суда не опровергнуты налоговым органом со ссылками на имеющиеся в материалах дела доказательства.
Арбитражными судами правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.04.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8990/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 14 ст.89 НК РФ определено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
Налогоплательщик оспорил постановления о производстве выемки документов и предметов в связи с тем, что в нем отсутствует обоснование необходимости выемки документов.
Налоговый орган считает, что в постановлении о назначении выемки документов достаточно лишь ссылки на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены или сокрыты.
Суд согласился с доводами налогоплательщика, признав недействительным постановление о производстве выемки документов.
В соответствии с п.1 ст.94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа.
Установлено, что в оспариваемом постановлении отсутствует мотивировка вывода налогового органа о наличии возможности уничтожения и сокрытия налогоплательщиком документов. В качестве основания для выемки в постановлении приведена лишь формулировка п.14 ст.89 НК РФ, а обстоятельства, явившиеся основанием для производства выемки, в тексте постановления не раскрыты.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что постановление не соответствует требованиям п.1 ст.94 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2009 г. N Ф04-6657/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании