Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08 августа 2024 г. по делу N 8Г-17709/2024[88-19416/2024]

 

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бросовой Н.В, судей Киреевой Е.В, Герасимова Н.В, с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутовой В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 апреля 2024 года по гражданскому делу N 2-6718/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Государственному автономному учреждению здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" о признании заболевания страховым случаем, возложении обязанности осуществить страховую выплату

Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В, заключение прокурора Вострокнутовой В.К, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" о признании заболевания страховым случаем, возложении обязанности осуществить страховую выплату.

В обоснование иска указала, что 29 июня 2012 года между ФИО1 и ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истица исполняет обязанности врача-рентгенолога в поликлинике N 3 ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ".

14 апреля 2022 года в результате проведенного иммунохромотографического анализа (далее - экспресс тест) у ФИО1 был обнаружен "данные изъяты"

В период с 15 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 года ФИО1 находилась на амбулаторном лечении в поликлинике N 3 ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ". Согласно выписке из амбулаторной карты у нее обнаружены следующие заболевания: "данные изъяты" 5 мая 2022 года ФИО1 написала объяснительную записку на имя и.о. главного врача ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", в которой указала о заболевании "данные изъяты" после контакта 8 апреля 2022 года с ФИО2

В тот же день заведующий поликлиникой N3 ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" подготовил рапорт от 5 мая 2022 года о заболевании ФИО1 Причиной заражения указан контакт с ФИО2, случившийся 8 апреля 2022 года во время выдачи результата рентгенографии и сбора анамнеза болезни. 5 сентября 2022 года ФИО1 получила от работодателя уведомление N 1075/12-3 о случае заболевания медицинского работника "данные изъяты", которое подписано и.о. главного врача ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ".

Работодатель сообщил ФИО1 об отправке необходимой документации в филиал N 14 ГУ - РО ФСС РФ по РТ. 17 октября 2022 года в связи с отсутствием страховой выплаты ФИО1 обратилась в филиал N 14 ГУ - РО ФСС РФ по РТ. Письмом от 20 октября 2022 года N 01-19.1/16-18 филиал N 14 ГУ - РО ФСС РФ по РТ сообщил о том, что информацию о причинах отсутствия страховой выплаты ей должен довести работодатель.

Письмом от 23 ноября 2022 года N 2355/08а работодатель повторно подтвердил право ФИО1 на получение страховой выплаты, отметив при этом, что принятие решения об осуществлении страховой выплаты не входит в компетенцию ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ". Таким образом, несмотря на то, что работодатель признал право ФИО1 на получение страховой выплаты, страховая выплата не осуществлена по настоящее время. Какого-либо обоснованного ответа о причинах отсутствия страховой выплаты ей не предоставлено.

Просила признать ее заболевание страховым случаем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников". Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан или Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществить страховую выплату в размере 68 811 рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников".

Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 21 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 апреля 2024 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, заболевание ФИО1 признано страховым случаем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников". На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан возложена обязанность осуществить страховую выплату в размере 68 811 рублей в пользу ФИО1.

В иске к Фонду пенсионного и социального страхования РФ, ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" отказано.

В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов ответчик указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

Истец ФИО1, а также представители ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", ОСФР по Республике Татарстан, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Республиканского центра профпаталогии Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.

От ФИО1, представителя ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" поступили заявления о рассмотрении кассационной жалобы в из отсутствие.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.

Представителем истца представлен отзыв на кассационную жалобу, в которых он просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.

Представителем ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" представлено письменное возражение на кассационную жалобу, в которых он просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Вострокнутовой В.К, полагавшей судебные акты правильными, а доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, что между ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор N 852 от 29 июня 2012 года. Согласно данному трудовому договору ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" в должности врача - рентгенолога в поликлинике N 3, что также подтверждается копией трудовой книжки истца.

Установлено, что ФИО1 находилась в состоянии нетрудоспособности с 15 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 года с диагнозом - "данные изъяты", что подтверждается выпиской из амбулаторной карты листком нетрудоспособности.

Согласно Протоколу о работе комиссии по расследованию страховых случаев, указанных в подпункте 6 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников, ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" 7 сентября 2022 года N 472-1/12-3 ФИО1 в соответствии с графиком работы поликлиники N 3, 8 апреля 2022 года проводила описание рентгенологического снимка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, выходила к пациенту для дачи рекомендаций. Пациент включен в Федеральный реестр лиц, больных "данные изъяты" от 7 апреля 2022 года. При оказании медицинской помощи пациенту, действовала в соответствии с Методическими рекомендациями Роспотребнадзора по работе с больными, инфицированными "данные изъяты".

15 апреля 2022 года ФИО1 почувствовала недомогание и обратилась в поликлинику N 3, проведен осмотр, назначено соответствующее лечение. ДД.ММ.ГГГГ взят мазок на ИХА диагностику "данные изъяты". Находилась на листке нетрудоспособности до 22 апреля 2022 года.

Факт заболевания истца подтверждается уведомлением о случае заболевания медицинского работника новой коронавирусной инфекцией, период заболевания с 15 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 года, результатами исследований пробы. Согласно протоколу заседания врачебной комиссии по расследованию страхового случая от 7 сентября 2022 года ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" случай повреждения здоровья медицинского работника признан подлежащим оформлению справкой для осуществления единовременной страховой выплаты.

ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" 7 сентября 2022 года направило в филиал N ГУ-РО ФСС РФ по РТ все необходимые документы для осуществления единовременной страховой выплаты:

1) приказ о создании комиссии по расследованию страховых случаев;

2) протокол о работе комиссий по расследованию страховых случаев;

3) справку для назначения единовременной страховой выплаты;

4) справку с указанием данных сотрудника, включающую в себя: ФИО, дата рождения, паспортные данные, СНИЛС, место регистрации, место работы, должность, период работы, способ получения денежных средств с указанием расчетного счета;

5) выписку из медицинской карты амбулаторного больного;

6) листок нетрудоспособности;

7) результат мазка на COV1D-19;

8) трудовую книжку (заверенную копию);

9) данные контактного пациента и дату контакта.

Однако все документы были возвращены из ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республики Татарстан в ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" без рассмотрения возможности осуществить выплату. ОСФР по Республики Татарстан отказало истице в единовременной страховой выплате, ссылаясь на то, что Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 утратил силу с 15 июля 2022 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 464, соответственно Временное положение о расследовании страховых случаев было отменено и не действовало с 30 августа 2022 года.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, статьями 2, 4, 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку установленный ей диагноз "данные изъяты" входит в утвержденный Перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, наличие которых предусматривает наступление страхового случая.

При этом, суд первой инстанции исходил из того, что в период возникновения спорных правоотношений действовал Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, которым было установлено, что в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники), предоставляются дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.

Страховым случаем, при наступлении которого производится единовременная страховая выплата, является, в том числе причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности (подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313).

Размер единовременной страховой выплаты при наступлении указанного страхового случая составляет 68 811 рублей (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313).

В целях реализации положения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 1272-р утвержден Перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Порядок расследовании страховых случаев, указанных в подпункте "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 года N 695, которым утверждено Временное положение о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких (далее по тексту - Временное положение).

Согласно пункту 2 Временного положения при установлении работнику диагноза заболевания, включенного в перечень, медицинская организация, установившая случай заболевания работника, обязана незамедлительно уведомить о заболевании работника Фонд социального страхования Российской Федерации и руководителя организации (руководителя структурного подразделения организации), в которой работает работник.

Работодатель в день получения уведомления обязан создать врачебную комиссию по расследованию страхового случая (далее - врачебная комиссия) в составе не менее 3 человек, включающую представителей работодателя (председатель врачебной комиссии), медицинской организации, указанной в пункте 2 данного Временного положения, и Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 3 Временного положения).

Расследование страхового случая проводится врачебной комиссией в течение суток со дня создания врачебной комиссии (пункт 4 Временного положения).

По результатам расследования страхового случая врачебной комиссией в Фонд социального страхования Российской Федерации направляется справка, подтверждающая факт осуществления работы работником, содержащая следующую информацию: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; дата рождения работника (число, месяц, год); реквизиты документа, удостоверяющего личность работника (серия, номер, дата выдачи, кем выдан); страховой номер индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования; адрес места постоянного проживания работника (субъект Российской Федерации, город, улица, дом, квартира); наименование работодателя; должность работника; период работы работника в указанной должности; перенесенное заболевание; предпочтительный способ получения работником выплаты (пункт 5 Временного положения).

Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений, для получения страховой выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, необходима совокупность нескольких условий: выполнение лицом трудовых обязанностей в медицинской организации в одной из следующих должностей - врача, среднего или младшего медицинского персонала, водителя автомобиля скорой медицинской помощи; причинение вреда в виде развития у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, включенных в Перечень от 15 мая 2020 года, при исполнении медицинским работником трудовых обязанностей; заболевание должно быть получено непосредственно при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие COVID-19, или пациентами с подозрением на эту вирусную инфекцию; заболевание должно быть подтверждено лабораторными методами или решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких; заболевание должно повлечь за собой временную нетрудоспособность.

При отсутствии одного из условий, входящих в указанную совокупность, право на страховую выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, отсутствует.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 464 Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 с 15 июля 2022 года признан утратившим силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2022 года N 1508 указанное выше постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года N 239 также признано утратившим силу.

Из пояснений истца следует, что, выполняя свои трудовые обязанности, от ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ заразилась "данные изъяты", в период 15 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 г. находилась на амбулаторном лечении с диагнозом - новая короновирусная инфекция.

Вместе с тем, ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" лишь 07 сентября 2022 года направило в филиал N 14 ГУ-РО ФСС РФ по РТ все необходимые документы для осуществления единовременной страховой выплаты: 1) приказ о создании комиссии по расследованию страховых случаев; 2) протокол о работе комиссий по расследованию страховых случаев; 3) справку о включении в реестр работников; имеющих право на получение специальных социальных выплат; 4) справку с указанием данных сотрудника, включающую в себя: ФИО, дата рождения, паспортные данные, СНИЛС, место регистрации, место работы, должность, период работы, способ получения денежных средств с указанием расчетного счета; 5) выписку из медицинской карты амбулаторного больного; 6) листок нетрудоспособности; 7) результат мазка на СОУЮ-19; 8) трудовую книжку (заверенную копию); 9) данные контактного пациента и дату контакта.

Как установлено в судебном заседании, все документы были возвращены из ФСС в ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" без рассмотрения возможности осуществить выплату.

Ввиду установления заболевания коронавирусной инфекцией и осуществления амбулаторного лечения непосредственно работодателем, сведения о заболевании работника имелись у ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" во втором квартале 2022 года, суд первой инстанции, установив наличие необходимой совокупности условий для осуществления истцу спорной выплаты, пришел к выводу о том, что права работника были нарушены в результате бездействия ответчиков.

Приняв во внимание, что случай заражения истца новой коронавирусной инфекцией имел место в период действия Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, решение врачебной комиссией о признании случая страховым принято после утраты Указом законной силы не по вине истца, на которого вышеназванным правовым регулированием обязанности по уведомлению работодателя об установлении ему соответствующего диагноза для инициирования расследования не возложено, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для отказа в защите нарушенного права работника на гарантированную выплату.

Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив также, что законодатель не определил, в каком порядке подлежат расследованию страховые случаи, наступившие до отмены Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, в целях исполнения обязательств по предоставлению медицинским работникам единовременной страховой выплаты в полном объеме. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2022 года N 1508 данный вопрос также не разрешен.

При этом, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2022 года N 464 предусмотрено, что обязательства по предоставлению дополнительных страховых гарантий работникам медицинских организаций при наступлении до дня вступления в силу настоящего Указа страховых случаев, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 подлежат исполнению в полном объеме.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклонил как несостоятельные доводы апелляционной жалобы ОСФР по Республике Татарстан о том, что с 30 августа 2022 года включительно проведение расследований случаев заболевания медработников новой коронавирусной инфекцией, наступивших (возникших) до 15 июля 2022 года и закончившихся их выздоровлением для признания их страховыми случаями по подпункту "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 по Временному положению о расследовании страховых случаев невозможно ввиду его отмены.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ОСФР по Республике Татарстан о том, что у истицы не было установлено осложнения, вызванного "данные изъяты", суд апелляционной инстанции указал, что из материалов дела следует, что согласно выписке из амбулаторной карты ФИО1 находилась на амбулаторном лечении в период с 15 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 года с диагнозом "данные изъяты"

В Перечне заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 1272-р, предусмотрены коды заболеваний по МКБ-10 J02 - J06 (острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (без развития пневмонии, потребовавшие назначения врачом этиотропной терапии).

Согласно международной классификации болезней под кодом J 04 значится "Острый ларингит и трахеит". Таким образом, перенесенное ФИО1, заболевание "данные изъяты" повлекшее осложнение в виде заболевания "данные изъяты" могло являться основанием для осуществления страховой выплаты.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, для получения гражданином дополнительных страховых гарантий должны быть соблюдены следующие условия: гражданин должен работать в медицинской организации в должности врача или среднего медицинского персонала или водителя автомобиля скорой медицинской помощи; при исполнении гражданином его трудовых обязанностей его здоровью был причинен вред в виде развития у него заболевания (синдрома) или осложнения, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), указанного Правительством Российской Федерации в своем распоряжении от 15 мая 2020 года N 1272-р; заболевание должно быть получено непосредственно при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции.

При проведении расследования страхового случая, а так же судом при рассмотрении иска установлено, что ФИО1, осуществляя трудовые обязанности врача-рентгенолога в поликлинике N 3 ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", имела непосредственный контакт с пациентам, у которого подтверждено наличие "данные изъяты" была инфицирована "данные изъяты" в период с 15 апреля 2022 года по 22 апреля 2022 года проходила лечение по диагнозу заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний и осложнений, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 1272-р, в связи с чем, имеются основания для осуществления ОСФР по Республике Татарстан страховой выплаты в размере 68 811рублей.

Суд апелляционной инстанции также отметил, что материалами дела подтверждено наличие условий получения страховой выплаты медицинским работником, а именно: 1) заболевание вызвано новой коронавирусной инфекцией, факт заражения которой подтвержден лабораторными методами исследования, 2) заражение COVID-19 произошло при исполнении трудовых обязанностей в ходе непосредственной работы с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (положениям Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313, статьям 2, 4, 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323- Федерального закона), и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.

Доводы кассационной жалобы ОСФР по Республике Татарстан об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену либо изменение обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.

Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.

Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ОСФР по Республике Татарстан.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 апреля 2024 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.

 

Председательствующий Н.В. Бросова

 

Судьи Е.В. Киреева

Н.В. Герасимова