Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 ноября 2010 г. по делу N А46-4405/2010 В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказано, поскольку общество не определило класс опасности отходов по степени воздействия на человека, а также не согласовало классы отходов с уполномоченным органом (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 ноября 2010 г. по делу N А46-4405/2010
(извлечение)

 

Общество с ограниченной ответственностью "ВИП" (далее - ООО "ВИП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному санитарному врачу по Омской области (далее - административный орган) об отмене постановления от 24.02.2010 N 161/10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление незаконно, поскольку внеплановая проверка, по результатам которой было вынесено оспариваемое постановление, проведена 12.01.2010 с нарушением норм действующего законодательства. Виновное в совершении административного правонарушения юридическое лицо не установлено, постановление принято в отношении ненадлежащего лица.

Решением от 01.07.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.

В кассационной жалобе ООО "ВИП", ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Общество указывает на отсутствие основания для назначения наказания, поскольку в период проведения проверки были направлены документы на согласование Управление Роспотребнадзора по Омской области.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган по доводам Общества возражает, просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что на основании поручения Прокуратуры Омской области от 09.12.2009 N 7/3-09-09/29896 по проверке соблюдения законодательства на объектах массового пребывания людей, проведена проверка исполнения санитарного законодательства в отношении ООО "ВИП".

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований статей 11, 22, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", ООО "ВИП" не проведено определение класса опасности отходов в результате его деятельности по степени воздействия на человека. Кроме того, установлено, что классы отходов не согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Омской области.

Указанные нарушения были выявлены при проверке деятельности эротического клуба "Карусель", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 77/1, принадлежащего ООО "ВИП".

По результатам проверки 12.01.2010 составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, и протокол N 161/10 от 14.01.2010 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области 24.02.2010 вынесло постановление N 161/10 о назначении ООО "ВИП" административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагая, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали, ООО "ВИП" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО "ВИП" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правонарушение выразилось в том, что Общество не определило класс опасности отходов по степени воздействия на человека, а также Обществом не согласованы классы отходов с Управлением Роспотребнадзора по Омской области. Нарушений порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности судами по делу не установлено.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 "Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" СП 2.1.7.1386-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 N 144 (далее - СП 2.1.7.1386-03), определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с названными правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями.

Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории (пункт 2.10 СП 2.1.7.1386-03).

Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны определить классы опасности данных отходов и согласовать их с соответствующим учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль.

Невыполнение указанными лицами названной обязанности при обращении с отходами является основанием для привлечения этих лиц к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судами установлено, что факт нарушения ООО "ВИП" требований статей 11, 22, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", выразившегося в неопределении класса опасности отходов по степени воздействия на человека подтверждается доказательствами, представленными в материалах дела: материалами проведенной проверки, протоколом об административном правонарушении от 14.01.2010 и заявителем документально не опровергнут. Кроме того, было установлено, что классы отходов не согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Омской области.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы Общества, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Таким образом, в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вина Общества в совершении правонарушения административным органом установлена и доказана.

При этом нарушений порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности не допущено.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу нет.

В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

постановление от 21.09.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4405/2010 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИП" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 ноября 2010 г. по делу N А46-4405/2010


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании