Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2007 г. N Ф04-297/2007(333-А45-23) Удовлетворяя требование о привлечении общества к административной ответственности, суд исходил из того, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат обязательному лицензированию (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 декабря 2007 г. N Ф04-297/2007(333-А45-23)
(извлечение)

 

Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Сибирское управление госавтонадзора) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новосибпромцентр" (далее - ООО "Новосибпромцентр") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 09.07.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2007, ООО "Новосибпромцентр" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 руб.

В кассационной жалобе ООО "Новосибпромцентр" просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу.

ООО "Новосибпромцентр" считает, что суд первой инстанции нарушил принцип состязательности и равноправия сторон, поскольку отказал в удовлетворении ходатайства об отложении слушания дела и вынес решение без участия в судебном заседании представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, который находился в отпуске.

По мнению ООО "Новосибпромцентр", им выполнены все требования по проведению стажировок водителей, предусмотренные пунктами 3.2.2., 3.2.3., 3.2.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995.

ООО "Новосибпромцентр" полагает, что отсутствие регулярности в проведении ежемесячных сверок с органами ГИБДД по учету дорожно-транспортных происшествий, является малозначительным правонарушением, существенно не влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.

Сибирским управлением госавтонадзора представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заинтересованного лица и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Сибирским управлением госавтонадзора в ходе проведения внеплановой проверки выявлено, что ООО "Новосибпромцентр" не соблюдаются лицензионные требования и условия, в том числе в нарушение пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом водитель М. принят на работу без проведения стажировки на предприятии, а принята во внимание справка N 488 от 23.11.2002 НУДО автошколы "Клаксон"; в нарушение пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 не проведены ежемесячные сверки с органами ГИБДД по учету дорожно-транспортных происшествий.

По результатам проверки Сибирским управлением госавтонадзора составлен акт N 318/2 от 31.05.2007, протокол об административном правонарушении N 318/2 от 31.05.2007 и подано заявление в арбитражный суд о привлечении ООО "Новосибпромцентр" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подлежат лицензированию.

В соответствии с подпунктом "б", "е" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

Пунктом 3.1.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения) лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Согласно пунктам 3.2.2-3.2.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки.

Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.

В соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 647 от 29.06.1995, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Новосибпромцентр" осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданной Сибирским управлением госавтонадзора сроком действия с 28.05.2002 по 27.05.2007, продлена по 27.05.2008 (л.д. 9).

Из акта проверки N 318/2 от 31.05.2007 следует, что водитель М. принят на работу в ООО "Новосибпромцентр" с 14.01.2003.

Согласно справке НУДО автошколой "Клаксон" N 488 от 23.11.2002 М. прошел маршрутную стажировку с 21.11.2002 по 22.11.2002 на автомобиле ГАЗ 322132 в объеме 10 часов, отработал на линии 2 дня, изучил маршрут N 1130 "ДК им. Кирова -ул. Д.Ковальчук - ул. Б.Хмельницкого - ул. Учительская -ул. Авиастроителей - ул. Трикотажная - пр.Дзержинского - Золотая горка (л.д. 4).

Однако в судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Новосибпромцентр" пояснил, что водитель Максимов A.M. переведен на маршрут N 1130 только с 19.01.2004.

ООО "Новосибпромцентр" не оспаривается, что последняя ежемесячная сверка о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших с участием транспортных средств, принадлежащих предприятию проводилась с органами ГИБДД 22.11.2006.

Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что ООО "Новосибпромцентр" ненадлежащим образом соблюдены требования по стажировке водителя М., предусмотренные Положением об обеспечении безопасности дорожного движения, а также нарушена обязанность, установленная Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 647 от 29.06.1995.

За нарушение указанных требований, соблюдение которых является лицензионным условием, ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку, обязательное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, который относится к источнику повышенной опасности, имеет своей целью обеспечение безопасности граждан, являющихся участниками дорожного движения, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что совершенное ООО "Новосибпромцентр" административное правонарушение не является малозначительным.

Следовательно, арбитражный суд правомерно принял решение о привлечении ООО "Новосибпромцентр" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 руб.

Нахождение юриста ООО "Новосибпромцентр" в отпуске не является препятствием для рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также уважительной причиной неявки законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, которым согласно пункту 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Принимая во внимание, сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел, суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствии законного представителя ООО "Новосибпромцентр".

С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

решение от 09.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7334/07-9/190 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2007 г. N Ф04-297/2007(333-А45-23)


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании