Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 января 2008 г. N Ф04-353/2008(873-А70-43)
(извлечение)
Отдел государственного пожарного надзора по Калининскому административному округу г. Тюмени Управления государственного пожарного надзора по Тюменской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - ОГПН по Калининскому АО г. Тюмени) обратился в Арбитражный суд с заявлением к закрытому акционерному обществу "Нефтегазстройсервис" (далее по тексту - Общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляет эксплуатацию пожароопасного производственного объекта (стационарной автозаправочной станции) без специального разрешения (лицензии).
Решением от 04.10.2007 Арбитражного суда Тюменской области, заявленные ОГПН по Калининскому АО г. Тюмени требования удовлетворены в полном объеме.
Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Принимая решение, суд руководствовался статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595, которыми предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятый по делу судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, судом не исследованы все обстоятельства дела и неправильно истолкованы положения Федерального закона, поскольку в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ ввиду того, что повторное лицензирование не требуется при эксплуатации нового пожароопасного объекта - автозаправочной станции (далее по тексту - АЗС), не включенной в перечень объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу ОГПН по Калининскому АО г.Тюмени до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05.09.2007 государственным инспектором ОГПН по Калининскому АО г. Тюмени проведена проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности.
В ходе данной проверки выявлен факт эксплуатации автозаправочной станции, принадлежащей Обществу и расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 46, без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию данного пожароопасного производственного объекта.
По результатам проверки составлен протокол от 05.09.2007 N 624 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства сырья или без таковой.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 154-39.2-080-01, утвержденными Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами, где осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказывают услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
Из вышеизложенного следует, что функционирование АЗС невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Их эксплуатация связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
То обстоятельство, что горюче-смазочные материалы являются материалами, способными гореть при взаимодействии с кислородом воздуха, является общеизвестным и в силу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нуждается в доказывании.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 (в ред. от 01.02.2005 N 49) под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются), легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязан иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статей 2 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Суд, исходя из вышеуказанных норм права, обоснованно пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность АЗС, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 46 подлежала лицензированию, поскольку данная АЗС относится к пожароопасным объектам.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что на период проверки на эксплуатацию данного пожароопасного производственного объекта отсутствовала лицензия.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который в пределах санкции данной нормы права, с учетом отсутствия обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятого по делу судебного акта, который вступил в законную силу, и на основании которого выдан исполнительный лист.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, что не допустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 31.7 КоАП РФ, в случае отмены или признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, Общество вправе обратиться в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о прекращении исполнения решения о назначении административного наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ, пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты госпошлиной не облагаются, поэтому оплаченная Обществом государственная пошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.10.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5502/25-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Нефтегазстрйсервис" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 05.12.2007 N 1920.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2008 г. N Ф04-353/2008(873-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании