Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июня 2008 г. N Ф04-3438/2008(6060-А27-23)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Закрома родины" (далее - ЗАО "Закрома родины") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области (далее - Управление Ростехнадзора по Кемеровской области) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 27.11.2007 N 28-2-2786, а также о возложении обязанности установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Решением суда первой инстанции от 29.02.2008 заявление ЗАО "Закрома родины" удовлетворено, решение Управления Ростехнадзора по Кемеровской области, изложенное в письме от 27.11.2007 N 28-2-2786, признано незаконным, не соответствующим Закону Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закону Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". На Управление Ростехнадзора по Кемеровской области возложена обязанность по установлению ЗАО "Закрома родины" нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Ростехнадзора по Кемеровской области просит отменить судебный акт суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Закрома родины".
Управление Ростехнадзора по Кемеровской области считает, что не вправе утвердить ЗАО "Закрома родины" лимиты на размещение отходов, поскольку у предприятия отсутствует соответствующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Кроме того, Управление Ростехнадзора по Кемеровской области обращает внимание, что в обжалуемом судебном акте не содержится указаний на нормативно-правовые акты, на основании которых арбитражным судом возложена обязанность по установлению ЗАО "Закрома родины" нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По мнению Управления Ростехнадзора по Кемеровской области, суд первой инстанции необоснованно сослался на пункт 4.6 ГОСТ Р 51769-2001.
В судебном заседании представитель Управления Ростехнадзора по Кемеровской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ЗАО "Закрома родины" отклонила доводы кассационной жалобы.
ЗАО "Закрома родины" представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заинтересованного лица и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 12.11.2007 на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованного с Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области 09.06.2007, ЗАО "Закрома родины" обратилось Управление Ростехнадзора по Кемеровской области с заявлением об установлении лимитов на размещение отходов.
При этом заявитель указал, что деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов не осуществляет; пользователем участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов не является.
Управление Ростехнадзора по Кемеровской области письмом от 27.11.2007 N 28-2-2786 отказало ЗАО "Закрома родины" в установлении лимитов на размещение отходов.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что у ЗАО "Закрома родины" отсутствовала лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Не согласившись с решением Управления Ростехнадзора по Кемеровской области, ЗАО "Закрома родины" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
В соответствии со статьями 22 и 24 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Из статьи 1 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Согласно статье 18 названного Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на из размещение (далее Правила).
На основании пункта 7 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 29.08.2007 N 545) для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с указанием обязательных сведений, а также следующие документы: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
В соответствии с пунктом 8 Правил основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на них размещение является представление указанных в пункте 7 Правил документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ЗАО "Закрома родины" имеет лицензию от 20.09.2007 N ОЛ-050-Л4 на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных металлов сроком до 26.09.2012 (т. 1 л.д. 16-17).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.01.2008 N 1019 (т. 3 л.д. 25-37) видами деятельности предприятия являются оптовая торговля металлами и металлическими рудами; производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона; обработка металлических отходов и лома; оптовая торговля отходами и ломом; прочая розничная торговля вне магазина; организация перевозок грузов.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя пояснили, что все образующиеся на предприятии отходы передаются по договорам лицам, имеющим лицензию на размещение опасных отходов, в том числе МП "Спецавтохозяйство".
При таких обстоятельствах, исходя из того, что без установки лимитов на размещение отходов невозможно предотвращение негативное воздействия на окружающую среду, суд первой инстанции правомерно признал решение Управления Ростехнадзора по Кемеровской области не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.02.2008 по делу N А27-21/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. N Ф04-3438/2008(6060-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании