Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черлановой Е.С, судей Птоховой З.Ю, Снегирёва Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1929/2023 по иску прокурора города Вологды к Бюджетному учреждению здравоохранения "Вологодский областной онкологический диспансер", Департаменту здравоохранения Вологодской области об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 апреля 2024 г, Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения прокурора Андреевой Н.А, возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Вологды обратился в суд к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Вологодский областной онкологический диспансер" (далее - БУЗ ВО "ВООД", Учреждение), департаменту здравоохранения Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Вологды проведена проверка соблюдения БУЗ ВО "ВООД" требований законодательства в сфере здравоохранения, в ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в части соблюдения медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи по профилям "онкологическое заболевание".
С учетом изменения исковых требований прокурор просил возложить на БУЗ ВО "ВООД" обязанность до 1 октября 2023 г. закупить в хирургическое торакальное отделение (30 коек) систему платной сигнализации (вид номенклатурной классификации - датчик/устройство подачи предупреждающего сигнала для контроля недержания, код вида номенклатурной классификации - 233890) в количестве 1 шт. на отделение. При отсутствии на момент исполнения данного медицинского изделия медицинская организация может заменить его на альтернативное оборудование для вызова медперсонала к пациенту с действующим на момент приобретения регистрационным удостоверением. Обязать Департамент здравоохранения Вологодской области в срок до 1 августа 2023 г. обеспечить финансирование Учреждения для выполнения данных мероприятий.
Определением суда от 15 февраля 2023 г, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росздравнадзора по Вологодской области, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
Определением суда от 1 марта 2023 г. прекращено производство по делу по иску прокуратуры г. Вологды о возложении обязанности в части требований, заявленных к Департаменту имущественных отношений Вологодской области.
Определением суда от 10 мая 2023 г, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований прокурора города Вологды отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 апреля 2024 г. решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июня 2023 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
На БУЗ ВО "ВООД" возложена обязанность закупить в хирургическое отделение (30 коек) систему палатной сигнализации (вид номенклатурной классификации - датчик/устройство подачи предупреждающего сигнала для контроля недержания, код вида номенклатурной классификации - 233890) в количестве 1 штуки на отделение с правом замены медицинского изделия на альтернативное оборудование для вызова медперсонала к пациенту с действующим на дату приобретения регистрационным удостоверением в срок до 31 декабря 2024 г.
На департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность обеспечить финансирование БУЗ ВО "ВООД" для закупки в хирургическое отделение (30 коек) системы палатной сигнализации (вид номенклатурной классификации - датчик/устройство подачи предупреждающего сигнала для контроля недержания, код вида номенклатурной классификации - 233890) в количестве 1 штуки на отделение с правом замены медицинского изделия на альтернативное оборудование для вызова медперсонала к пациенту с действующим на дату приобретения регистрационным удостоверением в срок до 1 сентября 2024 г.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки прокуратурой г. Вологды выявлены нарушения действующего законодательства в БУЗ ВО "ВООД", в хирургическом торакальном отделении (30 коек) Учреждения отсутствует система палатной сигнализации.
По данному факту прокуратурой г. Вологды 23 июня 2022 г. в адрес главного врача БУЗ ВО "ВООД" внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
В адрес Департамента здравоохранения Вологодской области от 1 июля 2022 г. Учреждением направлена заявка в потребности укрепления материально-технической базы, которая предусматривает на 2024 год проведение капитального ремонта хирургического торакального отделения, в том числе и ремонт системы палатной сигнализации на данном отделении.
Поскольку требования представления в части проведения в хирургическом торакальном отделении (30 коек) системы палатной сигнализации не исполнены, прокурор г. Вологды обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ссылаясь на Стандарты оснащения отделений медицинским оборудованием, утвержденные приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, исходил из того, что удовлетворение требования прокурора в формулировке, указанной в исковом заявлении, приведет к принятию заведомо неисполнимого решения, поскольку фактически эти требования сводятся к тому, чтобы установить медицинское оборудование с недействующим регистрационным удостоверением, либо альтернативное оборудование, в отношении которого индивидуализирующие признаки не указаны, а предложенное Росздравнадзором медицинское изделие снято с производства, в связи с чем отказал в их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился ссылаясь на пункт 3 раздела 1 "Общее оснащение онкологических отделений хирургических методов лечения "Приложения N 22 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного Приказом Минздрава России от 19 февраля 2021 г. N 116н" (далее - Порядок N 116н), согласно которого предусмотрено оснащение онкологических отделений хирургических методов лечения на 1 отделение датчиком/устройством подачи предупреждающего сигнала для контроля недержания, системой палатной сигнализации (код вида Номенклатурной классификации -233890), которое отсутствует в хирургическом торакальном отделении в БУЗ ВО "ВООД".
Судом установлено, что с данным кодом вида Номенклатурной классификации на сайтах "reestrinform.ru" и "roszdravnadzor.gov.ru" зарегистрировано всего одно изделие (ФСР 2010/09785 Стимулятор электронный ЭНУРА по ТУ 9444-001-24224939-2010).
Единственное зарегистрированное изделие ФСР 2010/09785 Стимулятор электронный ЭНУРА по ТУ 9444-001-24224939-2010 имеет недействующее регистрационное удостоверение, в связи с чем не может быть рассмотрено как объект закупки с использованием кода вида Номенклатурной классификации в соответствии с Порядком N 116н.
Из ответа на запрос, полученный от Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения следует, что продление недействующего регистрационного удостоверения законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При отсутствии зарегистрированного медицинского изделия (код вида 233890) "Датчик/устройство подачи предупреждающего сигнала для контроля недержания" медицинская организация может заменить его на альтернативное: "Сигнализация палатная для вызова медперсонала к пациенту СПВ-01-"Альтернативная наука" по ТУ 9452-005-16793014-2003" с действующим регистрационным удостоверением от 27 июля 2015 г. РЗН 2013/1288.
Как следует из информационного письма акционерного общества "Альтернативная наука" сигнализация палатная для вызова медперсонала к пациенту СПВ-01 (РЗН 2013/12888 от 27 июля 2015 г.) снята с производства.
Однако, отсутствие датчика/устройства подачи предупреждающего сигнала для контроля недержания с названным выше кодом, по мнению суда второй инстанции, не освобождает БУЗ ВО "ВООД" от обязанности соблюдения стандартов медицинской помощи, поскольку отсутствие системы палатной сигнализации создает угрозу здоровью и жизни людей.
В Стандарт оснащения онкологических отделений хирургических методов лечения онкологического диспансера (онкологической больницы), иной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, утвержденный Приказом Минздрава России от 19 февраля 2021 г. N 116н, в части оснащения системой палатной сигнализации какие-либо изменения на законодательном уровне не вносились.
Необходимость в установке и наличии палатной сигнализации в хирургическом торакальном отделении (30 коек) в суде апелляционной инстанции не отрицалась ни представителем БУЗ ВО "ВООД", ни представителем Департамента здравоохранения Вологодской области.
Из пояснений представителя БУЗ ВО "ВООД" ФИО4, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что проводится ремонт на 4 этаже в хирургическом отделении, в ходе которого планируется установка сигнализации. По смете сигнализация числится как палатная сигнализация. Полагает требования прокурора исполнимыми. Ремонт планируется закончить в 2024 году, поскольку выделенные денежные средства должны быть освоены в 2024 году, в том числе и на установку палатной сигнализации. Финансирование осуществляется Департаментом здравоохранения Вологодской области.
Представитель департамента здравоохранения Вологодской области ФИО5 в суде апелляционной инстанции не отрицала необходимость установки палатной сигнализации в хирургическом торакальном отделении (30 коек) БУЗ ВО "ВООД". При этом пояснила, что Департамент не осуществляет финансирование учреждения, а организует мероприятия по финансовому обеспечению выполнения государственного задания по обеспечению учреждения субсидией на иные цели в целях укрепления материально-технической базы. В данном направлении Департаментом запрошены дополнительные средства из областного бюджета для выделения Учреждению субсидий на иные цели. На весенней сессии Законодательного собрания Вологодской области приняты изменения об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов и Учреждению из средств областного бюджета выделены средства на 2024 год 24 231 330 руб. и на 2025 год - 56 539 770 руб. Данная информация до Учреждения доведена. БУЗ ВО "ВООД" необходимо подготовить пакет документов для предоставления субсидии на иные цели.
Далее данный пакет документов будет обрабатываться в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 11 января 2021 года N 30 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет департамент здравоохранения области". В течение 30 дней будет осуществлена проверка пакета документов, поскольку субсидия на иные цели предоставляется не только по полноте пакета документов, но при соблюдении тех требований, которые установлены постановлением Правительства Вологодской области от 11 января 2021 г..N 30 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет департамент здравоохранения области". У Учреждения не должно быть задолженности по налогам и сборам, а также по судебным решениям, по расходованию ранее, предоставленных субсидий. Информацию Департамент запрашивает в уполномоченных органах и в течение установленного срока осуществляет проверку документов. Порядком предусмотрено 15 календарных дней для принятия решения и 5 рабочих дней Учреждению даётся на направление проекта соглашения и затем на основании соглашения между Департаментом и Учреждением субсидия перечисляется на лицевой счет учреждения. Те средства, которые предусмотрены на 2024 год в размере 24 231 330 руб, должны быть освоены до 31 декабря 2024 г..Выделяется общее количество средств субсидии на Учреждение, которое оно расходует на закупку работ и услуг.
Приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь статьей 12322 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 381 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьей, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 92 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положением о департаменте здравоохранения Вологодской области, Уставом БУЗ ВО "ВООД", учитывая, что необходимость в оснащении хирургического торакального отделения БУЗ ВО "ВООД" системой палатной сигнализации установлена Порядком N 116н, до настоящего времени хирургическое отделение Учреждения не оснащено системой палатной сигнализации, однако, в настоящее время департаментом здравоохранения области решается вопрос о выделении Учреждению субсидий на ремонт хирургического отделения, в том числе и на приобретение и установку системы палатной сигнализации, финансирование будет доведено до Учреждения в 2024 году, судебная коллегия пришла к выводу о правомерности заявленных прокурором города Вологды исковых требований.
Поскольку выполнение возложенных обязанностей по закупке необходимого оборудования на Учреждение и департамент здравоохранения Вологодской области связаны с необходимостью привлечения бюджетных средств, договорными сроками на закупку, необходимости финансовых и временных затрат, а также с учетом характера выявленных нарушений, их значимости, с учетом того, что неисполнение обязанности по закупке системы палатной сигнализации влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции установил, что разумными для исполнения судебного решения будут являться сроки для закупки оборудования - до 31 декабря 2024 г. для БУЗ ВО "ВООД", а для Департамента здравоохранения Вологодской области обеспечить финансирование выполнения мероприятий по закупке - до 1 сентября 2024 г.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, распределены между сторонами обязанности доказывания, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, результаты оценки доказательств приведены в мотивировочной части решения в полном соответствии с требованиями процессуального закона, на их основании сделаны мотивированные выводы. Спор по существу разрешен верно.
Приводимые в кассационной жалобе доводы повторяют позицию ответчика по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Мотивированное определение изготовлено 11 октября 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.