Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Стешовиковой И.Г, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2430/2023 по иску Сапожниковой Н.Ю, Кизирьянц О.В. к Государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" о признании незаконными приказов об отстранении от работы, взыскании заработной платы за период отстранения от работы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, объяснения представителя ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по доверенности Копосова С.В, поддержавшего доводы жалобы, Кизирьянц О.В. и Сапожниковой Н.Ю, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сапожникова Н.Ю. и Кизирьянц О.В. обратились в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" о защите трудовых прав.
Сапожникова Н.Ю. просила признать приказ от 5 апреля 2023 г. N 97-лс об отстранении от работы незаконным; взыскать средний заработок за период незаконного отстранения от работы в размере 535565, 88 руб, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 54452, 47 руб, возложить на ответчика обязанность включить период незаконного отстранения от работы в трудовой стаж, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Кизирьянц О.В. просила признать приказ от 5 апреля 2023 г. N 98-лс об отстранении ее от работы незаконным; взыскать средний заработок за период незаконного отстранения от работы в размере 525613, 20 руб, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 66157, 16 руб, возложить на ответчика обязанность включить период незаконного отстранения от работы в трудовой стаж, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2024 г. решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2023 г. отменено, по делу принято новое решение.
Признан незаконным приказ заместителя генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 5 апреля 2023 г. N97-лс об отстранении Сапожниковой Н.Ю. от работы. С ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу Сапожниковой Н.Ю. взысканы средний заработок за период отстранения от работы с 5 апреля 2023 г. по 18 октября 2023 г. в размере 555663, 78 руб, денежная компенсация в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 142175, 85 руб, компенсация морального вреда в размере 10000 руб. На ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" возложена обязанность включить в трудовой стаж период отстранения Сапожниковой Н.Ю. от работы с 5 апреля 2023 г. по 18 октября 2023 г.
Признан незаконным приказ заместителя генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 5 апреля 2023 г. N98-лс об отстранении Кизирьянц О.В. от работы. С ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу Кизирьянц О.В. взысканы средний заработок за период отстранения от работы с 5 апреля 2023 г. по 15 ноября 2023 г. в размере 517394, 25 руб, денежная компенсация в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 118655, 76 руб, компенсация морального вреда в размере 10000 руб. На ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" возложена обязанность включить в трудовой стаж период отстранения Кизирьянц О.В. от работы с 5 апреля 2023 г. по 15 ноября 2023 г.
С ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 15469, 45 руб.
В кассационной жалобе ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2024 г, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении спора.
Как установлено судом, Сапожникова Н.Ю. работала в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в должности ведущего специалиста службы по работе с абонентами района водоснабжения "Пушкинский" в подразделении "Южное" филиала "Единый расчетный центр" на основании трудового договора от 19 октября 2010 г. N505 и последующих дополнительных соглашений.
Трудовой договор с истцом Сапожниковой Н.Ю. расторгнут 18 октября 2023 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
Кизирьянц О.В. работала в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в должности ведущего специалиста службы по работе с абонентами района водоснабжения "Пушкинский" в подразделении "Южное" Филиала "Единый расчетный центр" на основании трудового договора от 7 июля 2010 г. N170 и последующих дополнительных соглашений.
Трудовой договор расторгнут 15 ноября 2023 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
Приказом генерального директора ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга" от 29 октября 2021 г. N39АВ "Об усилении мер противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. N121, Постановления главного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" и в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и защиты жизни и здоровья работников ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга" приказано обеспечить:
в срок до 15 ноября 2021 г. проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15 декабря 2021 г. вторым компонентом вакцины против COVID-19 не менее 80 процентов списочной численности подчиненных работников;
еженедельное (по средам) до 10 ноября 2021 г. представление данных по заболеваемости COVID-19 главному санитарному врачу Ткачуку П.М. по запрашиваемым формам;
начиная с 15 декабря 2021 г. направление списков подчиненных работников, не прошедших вакцинацию против COVID-19 без уважительной причины в соответствующие подразделения Предприятия по работе с персоналом для подготовки документов по отстранению от работы без сохранения заработной платы в соответствии с законодательством.
Уведомлением от 24 марта 2023 г. работнику Кизирьянц О.В. предложено пройти вакцинацию против COVID-19 в течение трех календарных дней с момента ознакомления с уведомлением. С указанным уведомлением Кизирьянц О.В. ознакомлена 27 марта 2023 г, что подтверждается ее подписью.
Аналогичное уведомление вручено работнику Сапожниковой Н.Ю, факт ознакомления с ним 27 марта 2023 г. подтвержден личной подписью истца.
В уведомлении разъяснено, что сотрудникам, имеющим медицинские противопоказания к профилактической прививке, в установленный срок следует предоставить медицинские документы, подтверждающие данные обстоятельства. Уведомление содержит разъяснение о том, что в случае непредставления медицинских документов о наличии противопоказаний и отсутствии сертификата о прохождении вакцинации работник будет отстранен от работы без сохранения заработной платы.
Истцы от прохождения вакцинации отказались, что подтверждено представленными в материалы дела их письменными отказами от прохождения вакцинации, датированными 30 марта 2023 г.
Документы о наличии противопоказаний для вакцинации истцами работодателю не представлены.
Приказом N 97лс от 5 апреля 2023 г. Сапожникова Н.Ю. отстранена от работы на срок до предоставления документа, подтверждающего прохождение вакцинации, либо до представления документов о наличии противопоказаний, либо до отмены обязательной для сотрудников ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" вакцинации.
Приказом N 98лс от 5 апреля 2023 г. истец Кизирьянц О.В. отстранена от работы на срок до предоставления документа, подтверждающего прохождение вакцинации, либо до представления документов о наличии противопоказаний, либо до отмены обязательной для сотрудников ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" вакцинации.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции исходил из того, что истцы на момент издания оспариваемых приказов осуществляли трудовую деятельность на предприятии, относящемся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, то есть требования постановления Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 г. N3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" распространяются на всех сотрудников данной организации, за исключением тех, кто имеет медицинские противопоказания, отказ гражданина от прививки в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации, характеризующейся быстрым распространением COVID-19, создает угрозу для здоровья иных граждан, в связи с чем администрация организации обязана была принять соответствующие меры; какие-либо основания, дающие истцам право игнорировать требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, истцами не приведены и в ходе рассмотрения дела не установлены, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о законности отстранения истцов от работы, а, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные истцами требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 10, 11, 35, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" с учетом требований, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", постановлении Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", исходил из того, что постановлением от 12 октября 2021 г. N3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" были установлены сроки для выполнения работодателем обязанности по организации вакцинации работников, сотрудников, которые истекли в соответствующие даты, указанные в постановлении.
Поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N3 были установлены сроки для выполнения работодателем обязанности по организации вакцинации работников, сотрудников, которые истекли 16 января 2022 г, то требования по обязательной вакцинации отдельных категорий работников, установленные постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N3, в период издания оспариваемых истцами приказов от 5 апреля 2023 г. и в настоящее время не действуют.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N3, равно как и иные документы Роспотребнадзора, не содержат положений, предписывающих отстранение от работы граждан, отказавшихся от вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Критерии для определения окончания периода эпидемиологического благополучия на законодательном уровне не установлены. Вакцинация против новой коронавирусной инфекции на сегодняшний день носит рекомендательный характер, обязанность у работодателей по организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции на территории города Санкт- Петербурга истекла после 16 января 2022 г.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (в силу ст. 17).
Так, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (согласно части 3 стать 37 Конституции Российской Федерации) Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (в соответствии со статьей 2 ТК РФ) В силу статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие- либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства по ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.
Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ установлено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одним из таких случаев является нарушение Федерального закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. за N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Указанные полномочия подтверждаются пунктом 1 и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. за N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Согласно Закону от 21 ноября 2011 г. за N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путём осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний, борьбе с ним (статья 12).
В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противо-эпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего закона.
Статьей 6 приведенного Федерального закона субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий(карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей, их заместителей.
При этом правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статьями 8 и 10 которого предусмотрены, в том числе, случаи обязательности проведения профилактических прививок.
Частью 2 статьи 9, а также пунктом 3 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. за N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" с учетом изменений от 09 декабря 2020 г.
При этом изменениями в Календарь профилактических прививок, внесёнными приказом Минздрава России от 03 февраля 2021 г. N 47н, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации. К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом - SARS- CoV-2. При этом данный вирус SARS-CoV-2 в соответствии с СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. N 15, был отнесен ко второй группе патогенности (пункт 1.2).
Всемирная организация здравоохранения 30 января 2020 г. на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей. Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. за N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Одновременно в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В постановлениях указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против Covid-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (в соответствии со статьей 10, статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 г. за N 3 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по ЭПР показаниям" постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) лицам, работающим на основании трудового договора в организациях (предприятиях), осуществляющих деятельность в сфере промышленности, производства (изготовления) продукции, перерабатывающей промышленности, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры.
Как постановилГлавный государственный санитарный врач по Санкт- Петербургу, привиты должны быть не менее 80% от общей численности трудящихся. Обеспечить вакцинацию однокомпонентной вакциной или первым компонентом препарата нужно до 15 ноября, вторым - до 15 декабря.
Как установлено судами, истцы на момент издания оспариваемых приказов осуществляли трудовую деятельность на предприятии, относящемся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, то есть требования постановления Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 г. N3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" распространяются на всех сотрудников данной организации, за исключением тех, кто имеет медицинские противопоказания, отказ гражданина от прививки в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации, характеризующейся быстрым распространением COVID-19, создает угрозу для здоровья иных граждан.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт не представления истцами в юридически значимый период сведений и документов, подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо о перенесенном в течение 6 месяцев заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID- 19), либо о наличии медицинских противопоказаний к прохождению вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), судебная коллегия находит заслуживающим внимания доводы кассационной жалобы ответчика о наличии правовых оснований для отстранения истцов от работы.
Таким образом, отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п. 2 ст. 5 ФЗ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
По общему правилу работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (на основании части 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (статья 35 ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При этом профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (п. 2 ст. 11 Закона).
Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. за N 125н, которым утвержден Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, Приказом Минздрава России от 06 декабря 2021 года N1122н, дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан приоритета первого уровня, в которую входят работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров (по пункту 24 Приложения N 2 к Приказу).
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Закона N 157-ФЗ).
Если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено Постановление Главного государственного санитарного врача или его заместителя о проведении прививок против коронавируса по эпидемическим показаниям, то вакцинация для таких граждан становится обязательной.
В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации (при отсутствии оснований для освобождения от нее, например, таких, как противопоказания) к установленному сроку (например, справки о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации, работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (пункты 1 и 10 Письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, Письмо Роструда N ПГ/22779-6-1 от 12 августа 2021 г, п. 6 Приложения к Разъяснениям Минтруда и Роспотребнадзора).
При этом положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации. В качестве подтверждения может быть предоставлен, в частности, медицинский сертификат, в котором указаны медицинские противопоказания и срок, на который они установлены (пункт 3 статьи 11 Закона N 157-ФЗ, Перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 13.01.2022 N 8н, пункты 2.10, 2.12, 3.4, 3.5, 3.18, 3.19, 3.23, 3.31, 3.36, 4.6, 4.13, 7.6, 13.5, 13.7 Временных методических рекомендаций, утвержденных Минздравом России, пункт 4 Приложения N 21 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N198н, пункт 11 Письма Роструда N 1811 -ТЗ, подпункт 3 пункта 5 Приложения N 2, пп.4 п.3 приложения N4 к приказу Минздрава России от 12 ноября 2021 г. N1053н).
В данном случае ссылки истцов на истечение срока, предусмотренного постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 г. за N 3 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по ЭПР показаниям" для организации работодателем проведения профилактических прививок, не свидетельствует об освобождении работников от обязанности пройти вакцинацию либо предоставить работодателю доказательства наличия противопоказания к вакцинации.
Как установлено судом, Сапожникова Н.Ю. и Кизирьянц О.В. отказались от прохождения организованной работодателем вакцинации и не предоставили доказательств наличия противопоказаний к вакцинации, то есть не выполнили указания, предписанного приведенным постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 г. за N 3.
Сведения о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 г. за N 3 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по ЭПР показаниям" на момент отстранения истцов от работы отменено или прекратило свое действие отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о прекращении действия предписаний санитарного врача и освобождения истцов от обязанности предоставления доказательств наличия оснований для освобождения от прохождения вакцинации нельзя признать обоснованными, поскольку они сделаны в нарушение приведенных норм материального права.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона, проверить доводы истцов о наличии доказательств наличия противопоказания к вакцинации.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.