Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-518/2024, УИД: 22RS0066-01-2023-004399-38 по иску Доровских Ксении Евгеньевны к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным требования, по кассационной жалобе Доровских Ксении Евгеньевны на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 марта 2024г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2024г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Доровских Ксения Евгеньевна (далее по тексту также - Доровских К.Е.), действуя через представителя Камнева И.Н, обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнения, просила признать незаконным требование Министерства здравоохранения Алтайского края (далее по тексту также - Минздрав Алтайского края) от 15 декабря 2023г. N о возврате части компенсационной выплаты в размере 654983, 57 руб.
Требования мотивированы тем, что 3 октября 2018г. Доровских К.Е. принята на работу в краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская центральная районная больница" (далее по тексту также - КГБУЗ "Алтайская ЦРБ"). По договору N от 2 ноября 2018г. получила от Минздрава Алтайского края компенсационную выплату в размере 1000000 руб, при этом согласно указанному договору как медицинский работник обязана в течение 5 лет выполнять трудовые обязанности в должности врача-невролога. В связи с рождением ребенка 19 июня 2019г. истец находилась в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Вместе с тем, действия ответчика свидетельствуют о том, что с учетом условий договора от 2 ноября 2018г. ответчиком фактически не признано наличие у истца права на отпуск по беременности и родам, уходу за ребенком в период трудовых отношений, в связи с чем предъявлено требование от 15 декабря 2023г. N о возврате части компенсационной выплаты в размере 654983, 57 руб, с чем истец не согласен. Указывает, что истец по существу лишена права на такой отпуск в период, который она должна отработать в обязательном порядке. В связи с указанным истец полагала требование незаконным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 марта 2024г, с учетом определения об исправлении описки от 27 апреля 2024г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2024г, исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Доровских К.Е. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ею исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Доровских К.Е. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, представитель Доровских К.Е. - Камнев И.Н. получил судебное извещение 17 сентября 2024 г, Министерство здравоохранения Алтайского края - 15 сентября 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 2 октября 2018г. между Доровских К.Е. и КГБУЗ "Алтайская ЦРБ" заключен трудовой договор N, по которому Доровских К.Е. принята на работу на должность врача-невролога по основной работе на неопределенный срок.
К исполнению трудовых обязанностей Доровских К.Е. приступила 3 октября 2018г.
2 ноября 2018г. между Доровских К.Е. и Министерством здравоохранения Алтайского края заключен договор N о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2018 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек.
Согласно пункту 1.1 указанного договора Доровских К.Е. - медицинский работник, не имеющий неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывший (переехавший) в 2018 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек, обязуется исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности врача-невролога, включенной в программный реестр должностей и в соответствии с трудовым договором, заключенным с КГБУЗ "Алтайская ЦРБ", в связи с чем Минздрав Алтайского края обязуется предоставить ей единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб.
Трудовая деятельность осуществляется медицинским работником по основному месту на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ТК РФ) (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договора медицинский работник обязуется исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности врача-невролога, включенной в программный реестр должностей, и в соответствии с трудовым договором, заключенным с КГБУЗ "Алтайская ЦРБ", а также продлевать договор на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 ТК РФ).
В период с 24 апреля 2019г. по 10 сентября 2019г. и с 11 сентября 2019г. по 26 сентября 2019г. Доровских К.Е. предоставлен отпуск по беременности и родам, что подтверждается приказами КГБУЗ "Алтайская ЦРБ" N от 24 апреля 2019г. N от 25 июля 2019г, а также листками нетрудоспособности за указанные периоды. Всего период указанного отпуска составил 156 календарных дней.
На периоды с 27 сентября 2019г. по 29 декабря 2020г, с 30 декабря 2020г. по 29 июня 2022г. Доровских К.Е. предоставлены отпуска по уходу за ребенком приказами КГБУЗ "Алтайская ЦРБ" от 6 сентября 2019г. N, от 29 декабря 2020г. N. Всего период указанных отпусков составил 1007 дней.
Наряду с указанным, в период с 10 апреля 2019г. по 12 апреля 2019г. Доровских К.Е. по ее заявлению был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (3 календарных дня) по семейным обстоятельствам, что подтверждается приказом КГБУЗ "Алтайская ЦРБ" N от 10 апреля 2019г.
Согласно листкам нетрудоспособности в периоды с 14 ноября 2018г. по 22 ноября 2018г. (9 календарных дней), с 12 февраля 2019г. по 26 февраля 2019г. (15 календарных дней), с 27 февраля 2019г. по 1 марта 2019г. (3 календарных дня), с 20 марта 2019г. по 29 марта 2019г. (10 календарных дней) Доровских К.Е. не исполняла свои должностные обязанности по причине временной нетрудоспособности (всего -37 календарных дней).
В период с 30 июня 2022г. по 1 июля 2022г. истцу по ее заявлению предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (2 календарных дня) (приказ КГБУЗ "Алтайская ЦРБ" N от 28 июня 2022г.).
В соответствии с листками нетрудоспособности в периоды с 30 июля 2022г. по 5 августа 2022г. (7 календарных дней), с 19 августа 2022г. по 26 августа 2022г. (8 календарных дней), с 14 ноября 2022г. по 18 ноября 2022г. (5 календарных дней), с 8 декабря 2022г. по 12 декабря 2022г. (5 календарных дней), с 23 января 2023г. по 6 февраля 2023г. (15 календарных дней), с 14 февраля 2023г. по 20 февраля 2023г. (7 календарных дней), с 5 апреля 2023г. по 12 апреля 2023г. (8 календарных дней), с 16 мая 2023г. по 24 мая 2023г. (9 календарных дней) Доровских К.Е. не исполняла свои должностные обязанности по причине временной нетрудоспособности (всего - 64 календарных дня).
Суммарное количество календарных дней, в течение которых истец не исполняла трудовую функцию (без учета очередных ежегодных оплачиваемых отпусков, составляющих время отдыха в соответствии со статьями 106, 107 ТК РФ) составило 1269 дней (5 дней - отпуска без сохранения заработной платы, 101 день - дни временной нетрудоспособности, 156 дней - отпуск по беременности и родам, 1007 дней - отпуск по уходу за ребенком).
С 6 октября 2023г. Доровских К.Е. уволена по собственному желанию (статья 80 ТК РФ), что подтверждается приказом КГБУЗ "Алтайская ЦРБ" N от 25 августа 2023г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, применяя к спорным правоотношениям положения Трудового кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления в 2018 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 9 апреля 2018г. N 108, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по беременности и родам, отпусках по уходу за ребенком, в периоды временной нетрудоспособности истец не исполняла свою трудовую функцию, в связи с чем в силу пункта 2.1.2 договора она обязана продлить договор на указанный срок неисполнения трудовой функции или возвратить часть полученной единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно положениям указанной статьи в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (2 ноября 2018г.), в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов (часть 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждениемздравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 ТК РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (часть 12.2 статьи 51 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Средства, поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации от возврата части единовременной компенсационной выплаты в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 12.2 настоящей статьи, подлежат возврату в течение трех рабочих дней в бюджет территориального фонда для последующего перечисления в течение трех рабочих дней в бюджет Федерального фонда (часть 12.3 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (часть 12.4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Приложением N 3 к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Пунктом 6 указанных Правил, в редакции от 1 марта 2018г, предусмотрено, что условиями предоставления субсидии являются:
а) утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии и которые включают, в том числе порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает обязательства:
- исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 ТК РФ);
- возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
- возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ТК РФ) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника);
- иные условия, зависящие от особенностей административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и осуществления единовременных компенсационных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации.
С целью получения межбюджетных трансфертов, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Правительством Алтайского края издано Постановление от 9 апреля 2018г. N 108, которым утвержден Порядок предоставления в 2018 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек.
Данное постановление действовало на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (2 ноября 2018г.), утратило силу 10 апреля 2019г. в связи с изданием Постановления Правительства Алтайского края от 10 апреля 2019г. N 124.
Данным Порядком в редакции, действовавшей на дату заключения сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, устанавливалось, что право на получение выплаты предоставляется медицинскому работнику один раз за весь период трудовой деятельности (пункт 3 Порядка).
Договор о предоставлении выплаты предусматривает:
а) исполнение трудовых обязанностей в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 ТК РФ);
б) возврат в краевой бюджет части выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
в) возврат в краевой бюджет части выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ТК РФ) или возможность продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника);
г) ответственность медицинского работника за неисполнение предусмотренных договором обязанностей, в том числе по возврату выплаты в случаях, указанных в подп. "б" и "в" настоящего пункта (пункт 13 Порядка).
Изучение материалов дела показывает, что при разрешении требований Доровских К.Е. к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным требования судами вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, истолкованы и применены правильно.
Установив, что 6 октября 2023г. действие трудового договора, заключенного с Доровских К.Е, прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ, суды пришли к верному выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска ввиду того, что соглашением сторон не предусмотрено, что при реализации истцом права на получение социальных гарантий в связи с рождением ребенка и материнством, предусмотренных статьями 253 - 264 ТК РФ, в том числе права на отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, соответствующие периоды отпусков могут зачитываться в пяти летний срок отработки (работы по должности).
Из буквального толкования договора следует, что в пятилетний срок отработки, истечением которого обусловлено полное прекращение обязательства по возврату компенсационной выплаты, могут засчитываться только те периоды, в которые Доровских К.Е. непосредственно исполняла трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, с зачетом в них выходных, нерабочих праздничных дней и оплачиваемых ежегодных отпусков.
При этом отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком не относятся к предусмотренному законом времени отдыха (статьи 106, 107 ТК РФ), поскольку направлены не на восстановление сил и здоровья работника, его трудоспособности после исполнения трудовой функции, а связаны с защитой материнства и детства и в целях исчисления срока исполнения трудовых обязанностей по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учету не подлежат.
Таким образом, поскольку во время нахождения в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком Доровских К.Е. не исполняла трудовые обязанности врача-невролога на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, данные периоды правомерно не засчитаны в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судом первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении и апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, указанные доводы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 марта 2024г, с учетом определения об исправлении описки от 27 апреля 2024г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу Доровских Ксении Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 8 ноября 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.