Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2007 г. N А57-229/07 Кассационная жалоба по делу о признании незаконными части требований административного органа оставлена без удовлетворения, так как заявителем не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствует первичный учет образования и размещения отходов (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 6 сентября 2007 г. N А57-229/07
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТОРС", город Саратов,

на постановление от 17.05.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-229/07,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТОРС", город Саратов, к Комитету природных ресурсов охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, город Саратов, о признании незаконными частично предписаний, содержащихся в акте N 7/127 от 30.10.2006,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ВТОРС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными частично предписаний, содержащихся в акте Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - административный орган) от 30.10.2006 N 7/127, а именно п.3, п.4, п.5, п.7 предписаний.

Решением арбитражного суда от 5 февраля 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 мая 2007 года решение суда отменено, в удовлетворении требований заявителя отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционной инстанции, считая его вынесенным с нарушением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 30.10.2006 административным органом была проведена проверка соблюдения заявителем требований природоохранного законодательства, по итогам которой составлен акт от 30.10.2006 N 7/127, содержащий предписания по устранению выявленных нарушений.

Заявитель оспорил указанный акт в части требований административного органа о составлении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получения в уполномоченном органе лимитов на размещение отходов на 2006 год, о ведении первичного учета образований и размещения отходов. По мнению заявителя, изложенному им и в кассационной жалобе, его деятельность (розничная торговля спецоборудованием, автоэмалями, подбор колера красок и продажа аксессуаров для покраски автомобиля) не связана с производством, и поэтому на него законом не возлагается обязанность по разработке нормативов образования отходов.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что административным органом не представлены неопровержимые доказательства, подтверждающие правомерность указания в оспариваемом акте на то, что заявитель занимается производством продукции. В этой связи заявитель не обязан осуществлять разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Апелляционная инстанция суда признала выводы суда первой инстанции основанными на неверном толковании закона, указав на то, что действующее законодательство не связывает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с производственной деятельностью.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.

Согласно статье 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) установлено, что под:

- отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. Действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.

Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и других объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и т.д.

В соответствии со статьей 18 указанного Федерального закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В результате проведенной административным органом проверки выявлено нарушение указанных правовых норм. Тот факт, что заявителем не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2006 год, а также отсутствует первичный учет образования и размещения отходов, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается. Факт обращения с отходами подтвержден, в том числе, договором от 01.10.2006 N 4799, заключенным заявителем с МУП БКО "Спецавтохозяйство по уборке города" на оказание услуг по вывозу бытовых отходов на городскую свалку.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания административного органа в оспариваемой части, в соответствии с которым заявителю было предписано провести разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить в Комитете охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области лимиты на размещение отходов на 2006-2007 годы, обеспечить ведение первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; оборудовать помещение временного хранения отработанных люминесцентных ламп и заключить договор их сдачи лицензированной организации.

Данный вывод суда апелляционной инстанции следует признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела, основанным на правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции постановила:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2007 года по делу N А-57-229/2007-26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2007 г. N А57-229/07


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании