Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2008 г. N А12-12361/2007 Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции признал действия ответчика, выразившиеся в признании деятельности общества с грубейшим нарушением федерального законодательства, а именно без лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, незаконными, поскольку общество не осуществляет деятельности по обращению с опасными отходами и не нуждается в соответствующем лицензировании (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 апреля 2008 г. N А12-12361/2007
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский", г. Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2007 года по делу N А12-12361/2007,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачаевский", г. Волгоград к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору, об обжаловании неправомерных действий государственного органа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - Управление).

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 16.10.2007 заявленные требования удовлетворены, действия Управления, выразившиеся в признании деятельности Общества с грубейшим нарушением федерального законодательства, а именно без лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, и не соответствующими статье 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктам 1, 2 "Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 признаны незаконными.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием спора, подлежащего рассмотрению в арбитражном суде.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда второй инстанции о том, что заявителем не указаны конкретные действия Управления, которые были им обжалованы, а также о том, что письмо Управления от 22.05.2007 N 03/122/866 не является ненормативным правовым актом, поскольку не обладает признаками властно-распорядительного указания, обязания или привлечения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу Управление возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить ее без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 8 апреля 2008 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Общество направило проект нормативов на утверждение в Управление, получив в ответ письмо от 22.05.2007 N 03/1220/866, в котором указывается на то, что общество не имеет лицензии на деятельность по обращению с отходами производства и потребления, и что это является грубейшим нарушением Федерального законодательства и влечет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

В связи с получением этого письма Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления, выразившихся в признании осуществления деятельности Общества с грубейшими нарушениями федерального законодательства.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции признал действия Управления незаконными, исходя из установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми Общество не осуществляет деятельности по обращению с опасными отходами и не нуждается в соответствующем лицензировании.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что Управление не производило каких-либо действий, подлежащих обжалованию в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Направленное Управлением Обществу письмо не является ненормативным правовым актом, поскольку имеет лишь информационный характер, не возлагает на Общество каких-либо обязанностей и не нарушает его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда ошибочными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом и видно из дела, Общество обратилось к Управлению с заявлением об утверждении нормативов образования отходов, ответом на которое стало спорное письмо Управления с указанием на осуществление незаконной деятельности общества в отсутствии соответствующей лицензии и информацией о порядке получения данной лицензии.

При этом исходя из позиции самого Управления, оно не проводило проверки деятельности заявителя, однако сделало вывод об осуществлении им деятельности с грубейшими нарушениями федерального законодательства, регулирующего вопросы, связанные с обращением с опасными отходами.

Таким образом, названное письмо, хотя и не содержит предписывающих формулировок, фактически возлагает на Общество обязанность по получению лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами производства и потребления. Поэтому последнее было вправе обратиться в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции на основании применения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исследованных обстоятельств дела, был сделан вывод о том, что Общество не осуществляет подлежащей лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами.

При этом судом установлено, что оспариваемое письмо Управление направило заявителю на его заявление об утверждении нормативов образования отходов и по его смыслу утверждение образования отходов обусловлено получением лицензии на размещение расходов. Поэтому суд первой инстанции правомерно признал незаконным возложение на Общество данной обязанности, нарушающей его права в сфере предпринимательской деятельности, и признал незаконными соответствующие действия Управления.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции правильным, а постановление апелляционного суда - не основанным на фактических обстоятельствах дела и подлежащим отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2007 года по делу N А12-12361/2007 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Решение суда первой инстанции по данному делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2008 г. N А12-12361/2007


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании