Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. N А65-28904/07-СА3-43 Доказательств того, что деятельность пожароопасного объекта лицензирована, в суд не представлялось. Судом правомерно указано, что времени, представленного административным органом на получение лицензии, было достаточно, но общество не выполнило требований законодательства в этой области. Учитывая вышеизложенное, суд правильно установил наличие оснований для привлечения общества к ответственности за совершение административного правонарушения в области лицензирования (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 апреля 2008 г. N А65-28904/07-СА3-43
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Уруссинский химический завод" Республика Татарстан, Ютазинский район, поселок городского типа Уруссу,

на решение от 25.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-28904/07-СА3-43,

по заявлению Прокурора Ютазинского района Республики Татарстан поселок городского типа Уруссу к закрытому акционерному обществу "Уруссинский химический завод" Республика Татарстан, Ютазинский район, поселок городского типа Уруссу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, треть лицо - Прокуратура Республики Татарстан город Казань, заинтересованное лицо - ГУ Министерства Российской Федерации по делам ГО чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан город Казань,

установил:

Прокурора Ютазинского района Республики Татарстан поселок городского типа Уруссу обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан о привлечении к административной ответственности закрытого акционерного общества "Уруссинский химический завод" Республика Татарстан, Ютазинский район, поселок городского типа Уруссу по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии).

Решением от 25.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены. Закрытое акционерное общество "Уруссинский химический завод" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 40000 рублей в доход государства, без конфискации орудий производства, сырья и продукции.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением от 25.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан закрытое акционерное общество "Уруссинский химический завод" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела заявителем 19.11.2007 была проведена контрольная проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Ютазинского муниципального района.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в течение продолжительного времени закрытое акционерное общество "Уруссинский химический завод", расположенное по адресу: 423950, РТ, Ютазинский район, поселок городского типа Уруссу, пер. Химиков, д. 7 осуществляет эксплуатацию пожароопасных производственных объектов без соответствующей лицензии, выдаваемой МЧС Российской Федерации.

Указанное нарушение отражено заявителем в акте проверки от 19.11.2007, по результатам проверки было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.11.2007.

Материалами дела установлено, что закрытое акционерное общество "Уруссинский химический завод" осуществляет эксплуатацию пожароопасных производственных объектов без соответствующей лицензии, несмотря на то, что такая лицензия обязательна.

Проверкой подтверждается, что пожарная опасность Общества характеризуется наличием больших количеств горючих материалов.

В цеху N 1 производятся ингибиторы коррозии, деэиульгаторы, ингибиторы парафиноотложений. Для их изготовления используются метанол-яд технический, абсорбент-н, жидкие продукты перролиза, нефрас и так далее, которые являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, способными возгораться от источника зажигания.

Цех N 2 является резервуарным парком для приема, хранения и реализации нефтепродуктов: дизельного топлива, печного топлива, комплексных присадок, абсорбента, природных газов, лигроинового растворителя, которые также относятся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям.

Таким образом, данные цеха являются пожароопасными производственными объектами, главной функцией которых является деятельность по изготовлению и хранению легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, с использованием своего технологического оборудования.

На основании ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования", п. 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" к горючим относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться от воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления".

В части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Опасными производственными объектами в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2).

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подпункт "в" пункта 1 приложения N 1 к Закону).

В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию (по состоянию на день рассмотрения дела в арбитражном суде).

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (далее - Положение о лицензировании).

На основании подпункта "а" пункта 1 Положения о лицензировании под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Из объяснений главного инженера Общества, ответственного за промышленную безопасность объекта, следует, что лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта у Общества не имеется.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Указанное нарушение расценено судом как длящееся, поскольку оно продолжалось до рассмотрения настоящего дела Арбитражным судом Республики Татарстан.

Доказательств того, что деятельность пожароопасного объекта лицензирована, в суд не представлялось. Судом правомерно указано, что времени представленного административным органом на получение лицензии было достаточно, но Общество не выполнило требований законодательства в этой области.

Учитывая вышеизложенное, суд правильно установил наличие оснований для привлечения закрытого акционерного общества "Уруссинский химический завод" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 40000 рублей в доход государства.

При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 25.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-28904/07-СА3-43 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. N А65-28904/07-СА3-43


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании