Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 20 мая 2008 г. N А12-14902/07-с6
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память", город Волгоград, общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Память", город Волгоград,
на постановление от 18 февраля 2008 года Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-14902/07-с6,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Память", город Волгоград, закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память", город Волгоград, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, город Волгоград, о признании решения и предписания недействительными, 3-и лица: администрация Волгограда, департамент городского хозяйства администрации Волгограда, закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания", город Москва, Волгоградский филиал закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания", город Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Радоница", город Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Ритуальная православная служба", город Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Православные ритуальные услуги", город Волгоград, общество с ограниченной ответственностью "Благое дело", город Волгоград, индивидуальный предприниматель Богинский И.В., город Волгоград, индивидуальный предприниматель Никитская Л.В., город Волгоград,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ритуальное предприятие "Память" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган) о признании решения и предписания от 20-25.06.2007 по делу N 868 (направленные письмом от 09.07.2007 N 03-7/1814) недействительными; заявление принято к производству по делу N А12-14902/07-С6.
Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании решения и предписания от 20-25.06.2007 по делу N 868 (направленные письмом от 09.07.2007 N 03-7/1814) недействительными; заявление принято к производству по делу N А12-14903/07-С6.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2007 дела N А12-14902/07-С6, N А12-14903/07-С6 объединены в одно производство с присвоением статистического номера - А12-14902/07-С6.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания", Волгоградский филиал закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания", общество с ограниченной ответственностью "Радоница", общество с ограниченной ответственностью "Ритуальная православная служба", общество с ограниченной ответственностью "Православные ритуальные услуги", общество с ограниченной ответственностью "Благое дело", индивидуальный предприниматель Богинский И.В., индивидуальный предприниматель Никитская Л.В., администрация города Волгограда, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2007 отменено в части признания недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 20-25.06.2007 по делу N 868.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008, полагая, что судом нарушены нормы материального права. Выполнение услуг по погребению иными хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, не предусмотрено Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление арбитражного суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области принято решение и вынесено предписание от 20-25.06.2007 по делу N 868 (направленные письмом от 09.07.2007 N 03-7/1814).
Дело N 868 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по заявлению группы хозяйствующих субъектов - Волгоградского филиала закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания", общества с ограниченной ответственностью "Радоница", общества с ограниченной ответственностью "Ритуальная православная служба", общества с ограниченной ответственностью "Благое дело", индивидуального предпринимателя Никитской Л.В., индивидуального предпринимателя Богинского И.В. в отношении закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" и общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память" по признакам нарушения пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Решением от 20-25.06.2007 заявители признаны нарушившими пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранении конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В предписании от 20-25.06.2007 антимонопольный орган обязал заявителей прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неправомерных отказах от оформления заказов на предоставление могил на территории кладбищ Кировского и Красноармейского районов города Волгограда для проведения погребений, осуществляемых ООО "Радоница" и ЗАО "Военно-мемориальная компания", а также обязал совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции: не препятствовать хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги, в выделении земельных участков на кладбищах города Волгограда для осуществления ими захоронений, при наличии у них доказательств, подтверждающих право на исполнение волеизъявления умершего, а также соблюдении ими всех необходимых требований, предусмотренных действующим законодательством.
Признавая недействительными решение и предписание антимонопольного органа, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что выполнение услуг по погребению иными хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, не предусмотрено Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Данный вывод суда первой инстанции арбитражный апелляционный суд признал ошибочным ввиду следующего.
Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон) установлено, что исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно статье 9 Закона специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов.
Из вышеуказанных норм Закона суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Однако при этом судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Из пункта 2 статьи 25 Закона следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Во исполнение названного Закона администрацией Волгограда от 22.07.2002 издано постановление N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", которым утверждены Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде и Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующие субъекты, определяемые администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
Таким образом, организация, осуществляющая или оказывающая услуги по погребению должна обладать правоспособностью по осуществлению данного вида деятельности и иметь статус "специализированной службы".
Поскольку субъектный состав участников рынка ритуальных услуг, которые оказывают гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, определен Законом, то Департамент городского хозяйства администрации Волгограда провел в 2002 и 2006 годах муниципальные конкурсы по выбору специализированных служб.
Из материалов дела усматривается, что по результатам муниципальных конкурсов, проведенных органом местного самоуправления в установленном порядке, городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела признаны заявители.
Действительно, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению. Вместе с тем лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, в силу Закона обязано обратиться в специализированную организацию, которой выделены земельные участки для захоронения.
В подтверждение своего вывода о том, что услуги по погребению оказываются не только специализированной организацией, созданной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, но и иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего, суд апелляционной инстанции сослался на статью 6 Закона.
Однако данная норма не определяет субъектный состав лиц, оказывающих услуги по погребению.
Статья 6 Закона определяет исполнителей волеизъявления умершего, в числе которых лица, указанные в волеизъявлении умершего, супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Из содержания данной статьи видно, что иное лицо рассматривается в данной статье наряду с родственниками умершего и другими как исполнитель воли умершего, которые являются заказчиками услуг по погребению, а не исполнителями данных услуг.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что заявители являются организациями, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Следовательно, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 20-25.06.2007 по делу N 868 (направленные письмом от 09.07.2007 N 03-7/1814) являются недействительными и не соответствующими пункту 2 статьи 25, пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пункту 3.1 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А12-14902/07-с6 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2007 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2008 г. N А12-14902/07-с6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании