Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 мая 2008 г. N А65-25923/2007-СА2-8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, город Казань,
на решение от 25 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-25923/2007-СА2-8,
по заявлению Открытого акционерного общества "Проектно-ремонтно-строительное объединение "Татавтодор", город Казань, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, город Казань, от 28.09.2007 N 484юл/к о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на имущество в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 15098 руб., доначислении налога на имущество в сумме 286393 руб. и начислении пени - 4255 руб.,
установил:
Обжалованным судебным решением заявленные требования налогоплательщика удовлетворены. При этом арбитражный суд исходил из того, что формирование налоговой базы по налогу на имущество за 2006 год было произведено обществом в соответствии с требованиями налогового законодательства и соответствует нормативным актам, регулирующим сложившиеся по делу отношения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность данного решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган (ответчик) просит об отмене судебного акта, указывая на то, что принятое судом решение противоречит налоговому законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 31.08.2007 налоговым органом составлен акт N 322 проверки представленной заявителем 30.07.2007 налоговой декларации за 2006 год по налогу на имущество с изменениями и дополнениями. По мнению налогового органа налогоплательщик не полностью уплатил указанный налог на сумму 286393 руб. Заявителем в налоговый орган был представлен налоговый расчет по авансовым платежам, кроме того, 31.07.2007 по налогу на имущество за первый квартал 2007 года, где стоимость основных средств отражена с учетом переоценки, результаты которой стали известны на последний день марта 2007 года.
Оспоренное решение принято налоговым органом на основании рассмотрения акта проверки и возражений налогоплательщика.
Основанием для доначисления спорной суммы налога налоговым органом указано неверное отражение стоимости основных средств без учета произведенной обществом в марте 2007 года переоценки имущества. Правильно признавая приведенное основание ошибочным, арбитражный суд исходил из положений норм налогового законодательства, а также нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, исследованных судом материалов и обстоятельств дела.
Налоговым органом не оспаривается факт осуществления обществом переоценки имущества в марте 2007 года и отражения результатов и переоценки в налоговом расчете по авансовым платежам за первый квартал 2007 года по налогу на имущество, а также в ведомостях основных средств за 2007 год.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признанного объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Методика расчета среднегодовой стоимости имущества приведена в статье 376 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 4 которой среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового (отчетного) периода и первое число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Правила учета имущества установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (с учетом изменений и дополнений; далее - Положение), в пункте 7 которого указано, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В силу пункта 14 Положения стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Пунктом 15 Положения предусмотрено право коммерческой организации не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или путем прямого перерасчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Указанные средства переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Решение о переоценке основных средств коммерческая организация принимает самостоятельно, что должно быть закреплено в учетной политике.
Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Стоимость имущества налогоплательщика в связи с произведенной переоценкой изменилась и в соответствии с положениями пункта 15 ПБУ 6/01 эта измененная стоимость основных средств учтена на начало отчетного года, т.е. на 01.01.2007. Однако, фактически результаты переоценки на 01.01.2007 не были известны и не могли быть использованы при исчислении налога на имущество за 2006 год, в связи с чем, как установлено судом налоговая база по налогу на имущество за 2006 год обществом сформирована в соответствии с положениями статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 13 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99)", согласно которому при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Кроме того, арбитражным судом правильно указано на то, что выполнение требований налогового органа в части представления уточненных деклараций за предшествующие периоды с указанием стоимости основных средств по результатам переоценки, проведенной в последующем периоде, приведет к искажению налоговой отчетности, несоответствию данных бухгалтерского и налогового учетов, поскольку по данным ведомостей основных средств будет значиться иной показатель стоимости основных средств.
Таким образом, арбитражным судом установлено, что на 01.01.2007 налогоплательщик не обладал сведениями о результатах переоценки основных средств, находящихся у него на балансе, в связи с чем его расчет налога на имущество за 2006 год без учета данных такой переоценки не противоречит приведенным выше правовым нормам, а также письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.02.2007 N 03-05-06-01/07.
Правильность выводов арбитражного суда косвенно подтверждает и внесенное законодателем и вступившее к настоящему времени в законную силу изменение в пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 N 216-ФЗ), в соответствии с которым среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, налоговым органом приводились и ранее (в отзыве на заявление), они были предметом судебной оценки. По существу кассационная жалоба направлена на переоценку сделанных судом выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение от 25.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-25923/2007-СА2-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2008 г. N А65-25923/2007-СА2-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании