Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2009 г. N А12-2448/2009 Удовлетворяя требования прокурора о привлечении общества к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения, выразившегося в осуществлении фармацевтической деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения и наложили на общество штраф (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 июня 2009 г. N А12-2448/2009
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Панацея",

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А12-2448/2009,

по заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Панацея" о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Прокурор Палласовского района Волгоградской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Панацея (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2009 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа на вынесенные судебные акты, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что деятельность по распространению лекарственных средств не выделена отдельно в Законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" и поэтому не включается в определение ни фармацевтической деятельности, ни в определение производства лекарственных средств, установленных статьями 4 и 13 Закона "О лекарственных средствах". Таким образом, по мнению общества, получение лицензии на деятельность по распространению лекарственных средств не требуется. Также нельзя признать деятельность по хранению лекарственных средств неотъемлемой составляющей частью фармацевтической деятельности или деятельности по производству лекарственных средств, так как такая деятельность неразрывно связана именно с торговлей лекарственными средствами, а не с оказанием услуг по хранению лекарственных средств.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 22.01.2009 прокуратурой Палласовского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Юбилейная, 141, принадлежащем обществу.

В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 4 марта 2003 года:

- на вывеске аптечного пункта, принадлежащего ООО "Панацея", не указаны адреса и телефоны ближайших и дежурных аптек;

- в журнале учета температуры и влажности в холодильнике и материальной комнате аптечного пункта, принадлежащего ООО "Панацея", последние показания температуры по холодильнику зарегистрированы 16 января 2009 года, последние показания температуры и влажности в материальной комнате зарегистрированы в журнале 16 января 2009 года;

- в аптечном пункте, принадлежащем ООО "Панацея", на стеллажах и шкафах для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в отношении лекарственных препаратов отсутствовали стеллажные карты с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

По результатам проверки составлен акт от 22.01.2009 и вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 04.02.2009.

09.02.2009 Прокурор Палласовского района Волгоградской области обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Удовлетворяя требования прокурора о привлечении общества к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения и наложили на общество штраф в размере 30000 рублей.

Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов предыдущих инстанции по следующим причинам.

В части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Под фармацевтической деятельностью, согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), понимается деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Обязанность соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении конкретного лицензионного вида деятельности предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона N 86-ФЗ правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.03.2003 N 4272) утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях".

В силу пункта 1.2 ОСТа, положений статьи 46 Закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ОСТ 91500.05.0007-2003 распространяется и является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами и подлежит обязательному исполнению в части защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Согласно пункту 3.3 Отраслевого стандарта аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек. Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.

В соответствии с пунктом 3.19 Отраслевого стандарта помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

Пунктом 3.20 Отраслевого стандарта предусмотрено, что стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены следующим образом:

- расстояние до наружных стен не менее 0,6-0,7 м;

- расстояние до потолка не менее 0,5 м;

- расстояние от пола не менее 0,25 м;

- проходы между стеллажами не менее 0,75 м;

- на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

Прокуратурой Палласовского района Волгоградской области установлены факты нарушений ООО "Панацея" пунктов 3.3, 3.19, 3.20 Отраслевого стандарта.

Так, в нарушение пункта 3.3 Отраслевого стандарта на момент осуществления проверки аптечный пункт, принадлежащий ООО "Панацея", осуществлял деятельность, при отсутствии вывески с указанием режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек.

При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует обстоятельствам дела.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данной норме судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Эти обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.

В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии в действиях общества признаков малозначительности совершенного деяния и с учетом всех смягчающих вину обстоятельств назначили наказание по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А12-2448/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2009 г. N А12-2448/2009


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании