Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2009 г. N А65-21263/2008 Апелляционным судом правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения налогового органа, поскольку спорный земельный участок находится в собственности заявителя, следовательно, он не может быть отнесен к землям общего пользования, в связи с чем не подлежит льготному налогообложению (извлечение) (отменено)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 сентября 2009 г. N А65-21263/2008
(извлечение)

ГАРАНТ:

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 364/10 настоящее постановление отменено


Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк "АК БАРС", г. Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А65-21263/2008,

по заявлению открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 04.08.2008 N 03/751 с участием третьих лиц: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,

установил:

открытое акционерное общество "АК БАРС" БАНК (далее - заявитель, Банк, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция), с привлечением третьих лиц: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (далее - Управление Федерального агентства недвижимости), исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет), Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Управление архитектуры) о признании незаконным решения от 04.08.2008 N 03/751.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.05.2009 требование Банка удовлетворено в полном объеме.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявления отказать.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований Банка отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Банк обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Считает, что спорный земельный участок подпадает под льготирование, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе, решением Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 10-26, которым внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани в части перевода земельного участка по кадастровым номером 16:50:060102:0061, площадью 1980910 кв.м из зон парков (Р2) и обслуживания населения (Д2) в зону многоэтажной жилой застройки в 6-10 этажей (Ж5) (т. 1 л.д. 20-21) и письмом Управления архитектуры и градостроительства исх. N 11-19-4507 от 29.05.2008 в адрес Банка о перезонировании зоны (Р2) и (Д2) в зону (Ж5) со ссылкой на решение Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 10-26.

В отзывах на кассационную жалобу Исполнительный комитет и налоговый орган просят оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Управление архитектуры не явилось, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своих представителей для участия в нем не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзывах на нее.

В заседании суда 15.09.2009 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 21.09.2009. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Банк является владельцем инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "АК БАРС - Перспектива" под управлением ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ".

Имущество, составляющее Фонд - земельный участок с кадастровым номером 16:50:060102:0061, площадью 1980910 кв.м, расположенный по адресу: город Казань, улица П. Лумумбы (территория Старого Аэропорта). Дата приобретения паев - 22.08.2007.

09.07.2008 Банк представил в налоговый орган по месту учета уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год, в которой заявил льготу по налогу, указав код льготы 3022000 "Льготы по земельному налогу, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)", то есть освобождение от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса.

Указанной нормой предусмотрено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Земельный налог на территории муниципального образования города Казани в спорный период был установлен решением Казанского Совета народных депутатов от 18.11.2005 N 2-26 "О земельном налоге". Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" установлено (подпункт 6 пункта 5), что от налогообложения дополнительно к налоговым льготам, установленным статьей 395 НК РФ, освобождаются:

организации - в отношении земельных участков общего пользования (под городскими лесами, лесопарками, парками, скверами, шоссе, проспектами, улицами, переулками, проездами, площадями, набережными и других земельных участков общего пользования).

Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной налоговой декларации, в ходе которой было выявлена неуплата земельного налога за 2007 год в размере 21094186 рублей в связи с неправомерным использованием льготы по земельному налогу, установленной представительным органом муниципального образования.

По результатам проверки инспекцией вынесено решение N 03/751 от 04.08.2008 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ).

Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод налогового органа о непредставлении Обществом доказательств, подтверждающих нахождение на части спорного участка объекта, подлежащего льготированию.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным (недействительным).

Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признав право Банка на льготу и, приняв в качестве документов, подтверждающих право на уменьшение налогооблагаемой базы, решение Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 10-26 и письмо Управления архитектуры и градостроительства исх. N 11-19-4507 от 29.05.2008.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что у заявителя не имелось оснований для исчисления земельного налога с применением льготы, поскольку им не предоставлено доказательств нахождения на земельном участке кадастровый N 16:50:060102:0061 зоны парка.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 3 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Как указано в пункте 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

В подпункте 4 пункта 4 решения Казанского Совета народных депутатов от 18.11.2005 N 2-26 и в подпункте 6 пункта 5 решения Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 дополнительно к налоговым льготам, перечисленным в статье 395 НК РФ, установлены категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога. К ним, в том числе, отнесены организации - в отношении земельных участков общего пользования (под городскими лесами, лесопарками, парками, скверами, шоссе, проспектами, улицами, переулками, проездами, площадями, набережными и других земельных участков общего пользования).

При проверке законности применения заявителем льготы по земельному налогу, суд апелляционной инстанции установил, что согласно письма Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Республике Татарстан N 3754-09 от 16.07.2008 земельный участок с кадастровым номером 16:50:060102:0061, площадью 1980910 кв.м, расположенный по адресу: город Казань, улица П. Лумумбы (территория Старого Аэропорта) имеет вид разрешенного использования - строительство международного конноспортивного, гостиничного и досугового комплекса, категория земель - земли населенных пунктов, что также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра земель и документами о межевании. Сведения в реестр внесены на основании заявки от 30.12.2004 N У-5387-2004, свидетельства о государственной регистрации права 16 ТА N 225978 от 15.12.2004. Документы, подтверждающие нахождение на земельном участке, кадастровый N 16:50:060102:0061 зоны городского парка, лесопарка, парка заявителем не представлены.

Суд апелляционной инстанции правомерно не принял решение Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 10-26 и письмо Управления архитектуры и градостроительства исх. N 11-19-4507 от 29.05.2008 в качестве документов, являющихся основанием для исчисления земельного налога с применением льготы.

Решением Казанской городской Думы от 19.12.2007 N 10-26 внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования города Казани в части перевода данного земельного участка из зон парков (Р2) и обслуживания населения (Д2) в зону многоэтажной жилой застройки в 6-10 этажей (Ж5) (т. 1 л.д. 20-21).

В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц.

Красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Как видно из ответа Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11.02.2009 N 40-11-954 на территории по улице Патриса Лумумбы, включающей в себя земельный участок площадью 198,09 га кадастровый номер 16:50:060102:0061, красные линии отсутствуют.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

Однако, как правильно указано судом апелляционной инстанции, нахождение земельного участка в определенной территориальной зоне не влечет признание его земельным участком общего пользования.

В рассматриваемом случае спорный земельный участок находится в собственности заявителя, следовательно, он не может быть отнесен к землям общего пользования, о чем также указал Комитет земельных и имущественных отношений в своем письме от 22.07.2008 N 14199.

Ссылка заявителя на то, что на спорной территории расположены различные улицы, доподлинно ничем не подтверждена. В письме Управления архитектуры и градостроительства от 27.05.2008, в которой перечислены наименования улиц с указанием площади, привязка к спорному земельному участку не приведена.

Земельный участок с кадастровым номером 16:50:0601020061, расположенный по адресу город Казань, улица Патриса Лумумбы, площадью 1980910 га имеет вид разрешенного использования - строительство международного конноспортивного, гостиничного и досугового комплекса, соответствует градостроительным регламентам данной территориальной зоны, что подтверждается письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан от 14.04.2008 N 1754-11, следовательно, данный земельный участок не может принадлежать к землям общего пользования.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил выводы суда первой инстанции о наличии неустранимых сомнений в части правомерности определения кадастровой стоимости земельного участка по причине установления в отношении данного земельного участка неразрешенного вида использования, указав, что правомерность определения кадастровой стоимости земельного участка предметом спора по настоящему делу не является.

На основании вышеизложенного оснований для отмены судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, которые исследованы и оценены судом с соблюдением главы 7 АПК РФ, и заключаются в требовании их переоценки. Между тем, переоценка доказательств в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, основания к отмене или изменению постановления суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А65-21263/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк "АК БАРС" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2009 г. N А65-21263/2008


Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 364/10 настоящее постановление отменено


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.