Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 февраля 2010 г. по делу N А12-22369/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мороз", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2009 по делу N А12-22369/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мороз" к Комитету природных ресурсов и охране окружающей среды администрации Волгоградской области, г. Волгоград, об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мороз" (далее - ООО "Мороз", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету природных ресурсов и охране окружающей среды администрации Волгоградской области (далее - Комитет, административный орган) об отмене постановлений от 20.10.2009 N 42/1110-10-09, N 42/1108-10-09 N 42/1112-10-09 о привлечении к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 13.11.2009 заявленные требования объединены в одно производство, делу присвоен единый статистический номер А12-22369/2009.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, ООО "Мороз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на малозначительность совершенных правонарушений.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, сотрудниками Комитета 15.10.2009 в ходе проверки соблюдения обществом требований природоохранного законодательства были выявлены факты несоблюдения экологических требований:
- в ходе осуществления обществом хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления I и IV классов опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (общество использует 30 ртутьсодержащих трубок), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным и др. При этом в период с октября 2008 года и на момент проверки не составлены паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результате деятельности общества, не прошли профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) лица, допущенные к работе с отходами I-IV классов опасности (на момент проверки таким лицом являлся директор общества Фалеев А.А.), что является нарушением требований части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), частей 2, 3 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- эксплуатация арендованного у администрации Волгограда по договору аренды от 08.12.2006 N 7091 территории земельного участка общей площадью 6023 кв.м, имеющего проезды и площадки с твердым покрытием (300 кв.м асфальтового и 1000 кв.м щебневого), а также расположенного на вышеуказанном земельном участке и принадлежащего обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 27.10.2008 серии 34 АА N 339067) одноэтажного кирпичного административного здания с пристроем общей площадью 121,1 кв.м с октября 2008 года и на момент проверки осуществляется без разрешения на сбросы загрязняющих химических, иных веществ и микроорганизмов (взвешенные вещества, нефтепродукты, сульфаты, хлориды, БПК, ХПК, нитраты, нитриты и др.), выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. С территории твердых покрытий и кровли вышеуказанного здания на рельеф местности (в окружающую среду), являющийся водосбором реки Волга, в составе сточных дождевых и талых вод осуществляется неорганизованный сброс загрязняющих веществ. При этом обществу не установлены нормативы сбросов веществ и микроорганизмов (отсутствует расчет неорганизованного сброса загрязняющих веществ в составе сточных дождевых и талых вод) на рельеф местности (в окружающую среду), что является нарушением требований частей 1, 4 статьи 23, части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ;
- выявлены факты невнесения в установленные сроки (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом), а именно за 3-й, 4-й кварталы 2008 года и за 1-й, 2-й кварталы 2009 года платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении сбросов загрязняющих химических, иных веществ и микроорганизмов (взвешенные вещества, нефтепродукты, сульфаты, хлориды, БПК, ХПК, нитраты, нитриты и др.) с территории твердых покрытий и кровли одноэтажного кирпичного здания с пристроем на рельеф местности (в окружающую среду), являющийся водосбором реки Волга, в составе сточных дождевых и талых вод, что является нарушением требований частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктов 1, 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Результаты проверки отражены в акте от 15.10.2009 N 42/485-10-09.
По факту выявленных правонарушений Комитетом 15.10.2009 были составлены протоколы об административных правонарушениях, на основании которых вынесены постановления от 20.10.2009 о привлечении общества к административной ответственности: N 42/1110-10-09 по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей; N 42/1108-10-09 по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей; N 42/1112-10-09 по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Отказывая обществу в признании указанных постановлений незаконными, суд исходил из наличия в действиях общества состава вменяемых ему административных правонарушений и отсутствии оснований для признания их малозначительными.
Данные выводы судебная коллегия считает соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Согласно статье 23 Федерального закона N 7-ФЗ сбросы химических и иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ осуществляются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Административным органом представлены достаточные доказательства, позволяющие установить факт осуществления неорганизованного сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком дождевых и талых вод по естественному уклону местности в реку Волгу в процессе деятельности общества при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения на этот сброс, обстоятельства совершения правонарушения и вину заявителя.
Административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ установлена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность по статье 8.41 КоАП РФ.
Судом установлено, что совершение обществом вменяемых ему административных правонарушений подтверждены материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, факт образования отходов в результате деятельности ООО "Мороз" подтверждается договором на вывоз отходов от 05.02.2009 N 6561/кир, заключенным с организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами, - закрытым акционерным обществом "ЭкоГрад", договором на демеркуризацию ртутьсодержащих отходов от 28.07.2009 N 1014, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Волгохимторг", а также талонами на вывоз отходов: N 409591-409593, согласно которым от деятельности ООО "Мороз" в 2008 году образовалось 2,25 куб.м отходов; N 409594-409597, согласно которым от деятельности ООО "Мороз" в 2009 году образовалось 3,0 куб.м отходов. Паспорта на отходы составлены не были.
На основании статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Доказательств внесения платы ООО "Мороз" за негативное воздействие на окружающую среду материалы дела не содержат.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд также не усмотрел в действиях общества малозначительности совершенных правонарушений.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановление Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
В рассматриваемом случае суд не усмотрел признаков малозначительности правонарушения. Доводы кассационной жалобы в этой части направлены на переоценку выводов суда, что не входит в компетенцию кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.12.2009 по делу N А12-22369/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2010 г. по делу N А12-22369/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании