Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2010 г. по делу N А12-11361/2009 Судом правомерно удовлетворено заявление о признании недействительным ненормативного акта, поскольку истцом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не осуществляется, имеющиеся у него отходы вывозятся на основании договора со специализированной организацией, в связи с чем оспариваемое решение в форме письма об отказе заявителю в согласовании лимитов на размещение отходов является незаконным (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 января 2010 г. по делу N А12-11361/2009
(извлечение)

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А12-11361/2009,

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань", к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агро-Елань" (далее - истец, ООО "Агрофирма "Агро-Елань") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (далее - ответчик, Облкомприрода) о признании недействительным решения в форме письма от 22.04.2009 N 596.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 решение первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, судебная коллегия считает его неподлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.12.2008 ООО "Агрофирма "Агро-Елань" обратилось в Облкомприроду с заявлением о рассмотрении "Технологического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008" для подтверждения ранее утвержденных нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение в 2009 году.

К указанному "Технологическому отчету" истцом был приложен баланс массы отходов за отчетный период, из которого следует, что отходы от содержания животных и птиц /номер строки баланса - 421/ и отходы от костей животных/номер строки баланса - 506/ (далее - биологические отходы) имеют 5 класс опасности.

Письмом от 22.04.2009 N 596 ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления о подтверждении лимитов в 2009 году со ссылкой на то обстоятельство, что отходы от содержания животных и птиц, отходы костей животных размещаются на скотомогильнике Еланского муниципального района, не имеющем лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Не согласившись с решением об отказе Облкомприроды, истец обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению от 23.12.2008 для утверждения лимитов на размещение отходов в 2009 году истцом не были приложены все необходимые документы, в связи с чем, оспариваемое решение Облкомприроды в форме письма от 22.04.2009 N 596 не нарушает его права и законные интересы.

Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно статье 9 вышеназванного закона деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524).

Как правильно указал суд первой инстанции, лицензированию подлежит не любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, осуществляемая хозяйствующими субъектами с использованием специальных производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

В случае если в процессе деятельности организации, не обязанной иметь лицензию на право обращения с опасными отходами, образуются опасные отходы, в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация вправе отчуждать такие отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что сама по себе деятельность, в процессе которой образуются отходы, а равно их прямое отчуждение для использования иными лицами, не подлежит лицензированию.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что в процессе осуществления производственной деятельности общества образуются опасные отходы разных классов опасности, о чем также свидетельствует баланс массы отходов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Для соблюдения и использования природопользователями экологических требований (соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям), необходимо наличие соответствующих документов: договора и приложенной к нему лицензии.

Вышеуказанные отходы на основании договора на возмездное оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов от 01.01.2008 N 65, а также договора от 01.01.2009 N 30 передаются истцом муниципальному унитарному предприятию Еланского городского поселения Волгоградской области "Еланское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Еланское КХ"), что подтверждается представленными в материалы дела актом приемки выполненных работ от 18.06.2009 и счетом-фактурой от 30.06.2009.

МУП "Еланское КХ" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 09.07.2007 N ОТ-39-000665.

Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составлять паспорт опасных отходов, вести учет движения отходов, обеспечить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, должны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие подлежащую лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

На иные лица, деятельность которых не связана с обращением с опасными отходами, такие обязанности не распространяются.

В силу вышеизложенного и руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку истцом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не осуществляется, имеющиеся у него отходы вывозятся на основании договора со специализированной организацией, оспариваемое решение в форме письма от 22.04.2009 N 596 об отказе заявителю в согласовании лимитов на размещение отходов в 2009 году является незаконным.

Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, постановление является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А12-11361/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2010 г. по делу N А12-11361/2009


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании