Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 июня 2010 г. по делу N А57-25445/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Туристическая компания "Сфера-Тур", г. Саратов,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А57-25445/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Туристическая компания "Сфера-Тур", г. Саратов, к и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова, г. Саратов, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова, г. Саратов, о признании незаконным постановления N 0075(к) по делу об административном правонарушении от 10.11.2009 N 6455-12-14-0075(К)/09, о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Туристическая компания "Сфера-Тур" (далее - ООО ТК "Сфера-Тур", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова (далее - ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова, налоговый орган, ответчик) о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в отсутствии отдельно оборудованного помещения кассы.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2009 заявленные требования общества удовлетворены, постановление признано незаконным в связи с малозначительностью правонарушения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2009 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым ООО ТК "Сфера-Тур" в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ отказано.
С вынесенным решением общество не согласилось и обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова, полагая постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако заявитель явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, на основании поручения N 0188 в период с 19.10.2009 по 30.10.2009 проведена проверка ООО ТК "Сфера-Тур" по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, работы с денежной наличностью и полноты учета выручки.
19 октября 2009 года составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в присутствии понятых и законного представителя.
30 октября 2009 года составлен акт проверки, в котором зафиксированы нарушения законодательства, а именно, что по месту нахождения общества и осуществления кассовых операций отсутствует изолированное помещение кассы, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованное в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий.
3 ноября 2009 года составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано существо вменяемого административного правонарушения.
10 ноября 2009 года вынесено постановление N 0075 (н) о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, т.к. отсутствует существенная угроза общественным отношениям.
Суд апелляционной инстанции счел необоснованным выводы суда первой инстанции, указав, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере торговли и финансов заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в ненадлежащем отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
По мнению суда апелляционной инстанции, степень значительности правонарушения заключается в соблюдении правила оборудования изолированного помещения кассы. При отсутствии такого помещения и отсутствии у общества намерения оборудовать кассу действия правонарушителя приобретают общественно опасный характер вне зависимости от последствий, поскольку лицо пренебрегает правилами поведения.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа.
Статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 3 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктами 29, 30 указанного Порядка установлено, что помещение кассы должно быть изолированным, предназначенным для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованным в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведенными в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 этого приложения, помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Согласно пункту 2 указанного Приложения данные требования распространяются на все объекты, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности.
Материалами дела установлено, что общество осуществляет кассовые операции с денежной наличностью (осуществляет прием денежных средств от населения), хранение наличных денежных средств в том месте, где проводилась проверка, остается остаток денежных средств при отсутствии надлежаще оборудованной кассы, чем нарушены положения пунктов 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40.
В кассационной жалобе ООО ТК "Сфера-Тур" указывает, что не располагает собственным помещением и занимает помещение на основании договора аренды, причем согласия на переоборудование арендуемого помещения для создания внутри него отдельного помещения кассы, в т.ч. на возведение внутри помещения капитальных стен, арендодатель не дает. Заявитель сообщает о наличии металлических ворот и калитки, оснащенной домофоном; будки круглосуточной охраны; установки пожарно-охранной сигнализации, наличии кнопки тревожной сигнализации, выплате заработной платы и иных платежей ООО ТК "Сфера-Тур" путем безналичного перечисления на банковские карты, а хозяйственных расходов - по безналичному расчету. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции вышеуказанным обстоятельствам не дана оценка.
Из материалов дела следует, что надлежащая оценка вышеуказанным обстоятельствам была дана еще налоговым органом в постановлении от 10.11.2009 N 0075 (н) о привлечении к административной ответственности.
Факты хранения денежных средств в кассе общества ООО ТК "Сфера-Тур" не отрицает. Не оспаривает заявитель и самого факта отсутствия у него специального изолированного помещения кассы для осуществления кассовых операций.
Следовательно, материалами дела подтвержден факт совершения ООО ТК "Сфера-Тур" административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества, и отмены принятого по данному делу постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А57-25445/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2010 г. по делу N А57-25445/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании