Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 августа 2010 г. по делу N А12-6165/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей N 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района г. Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А12-6165/2010,
по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей N 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района г. Волгограда к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области о признании недействительным и отмене постановления от 15.03.2010 N 22/201-03-10 о привлечении к административной ответственности,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей N 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района г. Волгограда (далее - заявитель, Лицей) с заявлением к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (далее - Комитет, административный орган) об отмене постановления от 15.03.2010 N 22/201-03-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Комитет возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, с 08.02.2010 по 03.03.2010 Комитетом на основании распоряжения от 17.01.2010 N 517 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды Лицея при осуществлении деятельности по адресу: г. Волгоград, ул. Мира, д. 17.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности Лицея образуются отходы 1, 4 класса опасности (ртутные лампы, мусор от бытовых помещений), на которые отсутствуют паспорта отходов; не разработаны и не утверждены проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, выдаваемых уполномоченным государственным органом исполнительной власти, что, по мнению Комитета, является нарушением требований статей 11, 14, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статей 22, 24, 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный N 7-ФЗ).
По итогам проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 03.03.2010 N 22/83-03-10, административным органом вынесено постановление от 15.03.2010 N 22/201-03-10 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации в виде штрафа в сумме 100000 рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
Согласно статьям 11, 18, 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, в соответствии с которыми норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 N 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.
Материалами дела установлено, что у заявителя, осуществляющего эксплуатацию четырехэтажного здания площадью 4944 кв.м, находящегося в оперативном управлении учреждения, используемого лицеем для осуществления деятельности в соответствии с уставом, при штатной численности 123 сотрудника, образуются отходы 1, 4 класса опасности.
При этом у заявителя отсутствуют паспорта на образующиеся отходы, не разработаны и не утверждены проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, то есть не соблюдаются обязанности, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с имеющимся в материалах дела договором 28/10/О, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "Индустрия-ПрО" и Лицеем, разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов для Лицея была поручена исполнителю только 03.03.2010, то есть в день выявления совершенного правонарушения. Аналогичный договор 27/10/П от 03.03.2010 между теми же лицами был заключен на разработку паспортов опасных отходов.
Таким образом, следует признать, что административным органом доказан факт совершенного Лицеем административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что в протоколе об административном правонарушении должностным лицом, составившем его, не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: в чем заключается опасность ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок, отработанных в брак, бытового мусора, чем подтверждается образование таких отходов и где они хранятся, не является обоснованным.
В протоколе об административном правонарушении N 22/201-03-10 указано, что в результате деятельности лицея образуются отходы производства и потребления 1, 4, 5 классов опасности, а именно: ртутьсодержащие люминесцентные лампы и трубки отработанные (код по ФККО 3533010013011); мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (код по ФККО 9120040001004); отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений (код по ФККО 9120130001005); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005) и другие виды отходов.
Таким образом, на лицо, выявившее правонарушение и составившее протокол, не возлагается обязанность устанавливать, в чем заключается опасность отходов, поскольку опасность свойств конкретного вида отходов и степень их вредного воздействия на окружающую природную среду установлена Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Минприроды от 02.12.2002 N 786.
Факт образования от деятельности Лицея и накопления указанного вида отходов подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 03.03.2010 N 22/83-03010; накладной от 17.11.2009 о передаче Лицеем специализированной организации обществу с ограниченной ответственностью "Бам-Актив-Эко" в 2009 году отходов ламп; договорами на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов с контейнерных площадок Лицея и сведениями общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская коммунальная техника" о вывозе накапливаемых Лицеем в 2009 и 2010 годах отходах 4-5 классов опасности.
Не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и постановления административного органа и ссылка заявителя на то, что нарушения были выявлены 05.03.2010 при том, что согласно акту проверка проводилась в период с 08.02.2010 по 03.03.2010.
Распоряжением органа государственного контроля о проведении плановой проверки от 17.01.2010 был установлен период проведения проверки с 08.02.2010 по 09.03.2010. Проверка проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ссылка в протоколе и постановлении на то, что правонарушение было выявлено 05.03.2010, а не 03.03.2010 - является опиской, поскольку дата проведения проверки и выявления правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела, и обстоятельства дела достаточно полно исследованы судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А12-6165/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 августа 2010 г. по делу N А12-6165/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании