Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 2 марта 2011 г. по делу N А55-15017/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А55-15017/2010,
по заявлению закрытого акционерного общества "Самара-Нафта" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, о признании недействительными решений инспекции и Управления,
установил:
закрытое акционерное общество "Самара-Нафта" (далее - ЗАО "Самара-Нафта"), заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.04.2010 N 10-28/34, от 21.04.2010 N 10-29/2, решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 15.06.2010 N 03-15/14918.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2010 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда без изменения от 26.11.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 00 минут 24.02.2011 до 13 часов 00 минут 24.02.2011.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, обществом в Инспекцию 20.11.2009 сдана уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2007 года.
По результатам камеральной проверки декларации, инспекцией составлен акт проверки от 10.03.2010 N 25, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений, 21.04.2010 налоговым органом вынесено два оспариваемых заявителем решения N 10-28/34 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 10-29/2 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению".
Указанными решениями отказано в привлечении к ответственности, однако установлено неправомерное применение налоговых вычетов по НДС в сумме 15928786 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 1021584 руб.
Данные решения обжалованы обществом в Управление, решением которого от 15.06.2010 N 03-15/14918 в удовлетворении жалобы было отказано.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Судебные инстанции удовлетворяя заявленные требования ЗАО "Самара-Нафта" обоснованно исходили из следующего.
В пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет данных товаров (работ, услуг).
Приказом от 30.12.2005 N 162 генерального директора ЗАО "Самара-Нафта" утверждено Положение об учетной политике, которое согласно последующих приказов и применялась в спорные налоговые периоды. В этом Положении, в частности, в разделе 12 Положения, не указано на необходимость ведения раздельного учета при расчетах с поставщиками (подрядчиками).
Поскольку объекты, в отношении которых осуществляется капитальное строительство, непосредственно не используются при производстве и реализации экспортируемых товаров, НДС, уплаченный по таким объектам, не может быть отнесен к вычету в порядке, определенном пунктом 3 статьи 172 НК РФ.
Более того, НК РФ не ставит право на применение налоговых вычетов (возмещение сумм налога) по приобретаемым основным средствам в зависимость от использования этих средств для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость.
При соблюдении условий, определенных пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). Необходимость распределения указанных сумм пропорционально выручке, полученной от реализации товаров на экспорт и на внутренний рынок, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрена.
Однако, не соглашаясь с выводами судов налоговый орган указывает, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области представлена первичная налоговая декларация по проверке которой 21.04.2008 вынесено решение о возмещении полностью сумм НДС в размере 1025568 руб.
При этом ссылается на решение Инспекции от 21.04.2008 N 4392 о зачете суммы 1025568 руб. в порядке статьи 176 НК РФ по заявлению ЗАО "Самара-Нафта" от 21.04.2008.
Данный факт подтверждается выпиской из лицевого счета общества от 03.12.2010 N 1399.
В целях недопущения двойного возмещения сумм НДС из федерального бюджета Инспекции в адрес общества было направлено сообщение от 06.11.2009 N 465 о предоставлении уточненных деклараций за 2007 год.
20 ноября 2009 года общество представило уточненные декларации, в том числе и за декабрь 2007 года. Сумма к возмещению по уточненной налоговой декларации составила 1021584 руб. сумма к возмещению по сравнению с предыдущей уточненной декларацией уменьшена на 3984 руб.
Представитель заявителя при рассмотрении кассационной жалобы подтвердила возможность зачета произведенного по решению от 21.04.2008 N 4392 и произведенного уменьшения по лицевой карточке на данную сумму.
Данные обстоятельства не были оценены судами, в связи с чем коллегия считает необходимым дело направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо дать оценку вышеуказанным обстоятельствам и вынести обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2010 по делу N А55-15017/2010 отменить. Кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку объекты, в отношении которых осуществляется капитальное строительство, непосредственно не используются при производстве и реализации экспортируемых товаров, НДС, уплаченный по таким объектам, не может быть отнесен к вычету в порядке, определенном пунктом 3 статьи 172 НК РФ.
Более того, НК РФ не ставит право на применение налоговых вычетов (возмещение сумм налога) по приобретаемым основным средствам в зависимость от использования этих средств для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость.
При соблюдении условий, определенных пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). Необходимость распределения указанных сумм пропорционально выручке, полученной от реализации товаров на экспорт и на внутренний рынок, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрена.
Однако, не соглашаясь с выводами судов налоговый орган указывает, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области представлена первичная налоговая декларация по проверке которой 21.04.2008 вынесено решение о возмещении полностью сумм НДС в размере 1025568 руб.
При этом ссылается на решение Инспекции от 21.04.2008 N 4392 о зачете суммы 1025568 руб. в порядке статьи 176 НК РФ по заявлению ЗАО "Самара-Нафта" от 21.04.2008."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2011 г. по делу N А55-15017/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-15017/2010