Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2009 г. N А19-15064/08-44-Ф02-2426/2009 Судебные акты подлежат отмене, поскольку налоговой инспекцией правомерно отказано в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль агентству как ненадлежащему заявителю, а выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения налоговой инспекции об отказе сделаны на основании неправильного применения положений налогового законодательства (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 28 мая 2009 г. N А19-15064/08-44-Ф02-2426/2009
(извлечение)

 

 

Агентство имущественных отношений Иркутской области (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 23.06.2008 N 1943 Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция) "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" и обязании осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль.

Определением от 28 октября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Иркутскгражданпроект" (далее - ОАО "Иркутскгражданпроект", налоговый агент).

Решением от 28 ноября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 4 марта 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в осуществлении возврата налога заявителю налоговой инспекцией отказано правомерно, поскольку плательщиком налога согласно платежному поручения являлось открытое акционерное общество (ОАО) "Иркутскгражданпроект", сумма в размере 21 780 рублей отражена на лицевом счете указанного общества. В связи с чем, как полагает налоговая инспекция, с заявлением о возврате излишне уплаченного налога вправе обратиться ОАО "Иркутскгражданпроект", а не агентство.

Агентством и ОАО "Иркутскгражданпроект" отзывы на кассационную жалобу налоговой инспекции не представлены.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Агентство и ОАО "Иркутскгражданпроект" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления от 15.05.2009 NN 65632, 65634) однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя налоговой инспекции и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, в 2004 году в собственности Иркутской области (в лице Департамента имущественных отношений Иркутской области) находились акции ОАО "Иркутскгражданпроект" в количестве 16 процентов.

В соответствии с Положением "Об агентстве имущественных отношений Иркутской области", утвержденным Постановлением Администрации Иркутской области от 31.12.2007 N 312-па, Агентство имущественных отношений Иркутской области осуществляет функции в сфере управления, распоряжения и контроля за использованием государственной собственности Иркутской области, в том числе осуществление от имени Иркутской области полномочий собственника имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных правоотношений; полномочий по управлению акциями акционерных обществ, находящимися в собственности Иркутской области. Агентство имущественных отношений Иркутской области создано в порядке реорганизации в форме слияния Департамента имущественных отношений Иркутской области и Комитета по управлению государственным имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

ОАО "Иркутскгражданпроект" за 2004 год начислило по акциям, находившимся в данный период в собственности Иркутской области, дивиденды в сумме 242 001 рубль 52 копейки. При выплате в доход Иркутской области дивидендов по акциям за 2004 год ОАО "Иркутскгражданпроект", действуя как налоговый агент, удержало и перечислило в бюджет платежным поручением N 582 от 5 июля 2005 года налог на прибыль в сумме 21 780 рублей, с дохода, полученного Иркутской областью от долевого участия в других организациях.

Агентство 17.06.2008 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2004 год в связи с необоснованным удержанием и перечислением данной суммы в бюджет налоговым агентом, указав, что Иркутская область как субъект Российской Федерации не является плательщиком налога на прибыль.

Решением от 23.06.2008 N 1943 налоговой инспекцией отказано агентству в осуществлении возврата по тем основаниям, что сумма налога на прибыль в размере 21 780 рублей перечислена от имени ОАО "Иркутскгражданпроект". Суммы налога не зачтены в КРСБ Агентства и не могут быть возвращены на его расчетный счет, так как в переплате не числятся.

Агентство, полагая отказ в возврате излишне удержанных и перечисленных сумм налога на прибыль необоснованным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения налоговой инспекции незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не являются плательщиками налога на прибыль, то при выплате дивидендов по принадлежащим субъекту Российской Федерации (Иркутской области) акциям у ОАО "Иркутскгражданпроект" не возникло обязанности по удержанию налога на прибыль за 2004 год в спорной сумме и перечислению его в бюджет. При этом суды пришли к выводу о незаконности отказа в возврате налога агентству.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого ненормативного акта налоговой инспекции не соответствующими нормам налогового законодательства.

В соответствии со статьей 1 Устава Иркутской области от 10.02.1995 N 34 (далее - Устав Иркутской области) последняя является равноправным субъектом Российской Федерации.

Администрация Иркутской области согласно статье 37 вышеназванного Устава является высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В силу пунктов "в", "г" части 2 статьи 38 Устава Иркутской области администрация области обеспечивает исполнение областного бюджета, распоряжается средствами областного бюджета, управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, доходы, полученные в результате совершения администрацией Иркутской области финансовых и иных операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации - Иркутской области и внебюджетными средствами являются доходами не самой администрации либо ее подразделения - агентства, а доходами Иркутской области как публично-правового образования.

Как установлено судебными инстанциями и подтверждается представленными в материалы дела документами, ОАО "Иркутскгражданпроект", как налоговый агент, удержало и перечислило в бюджет налог на прибыль за 2004 год в сумме 21 780 рублей с дохода в виде дивидендов, полученного Иркутской областью.

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком налога на прибыль организаций признаются российские организации.

Согласно положениям статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Исходя из положений вышеизложенных норм права, суды пришли к обоснованному выводу, что агентство, действующее от имени Иркутской области, плательщиком налога на прибыль не является.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в пункте 6 Информационного письма от 22 декабря 2005 года N 98 указал, что субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль.

Вместе с тем, вывод судов о возможности возврата агентству суммы излишне уплаченного налога на прибыль является необоснованным, поскольку правила статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируют порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа налогоплательщикам.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Исходя из буквального толкования положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, лицам, не являющимся налогоплательщиками, не предоставлено право на обращение с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога. Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления и возврата налога лицу, не являющемуся участником налоговых правоотношений.

Пунктом 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней, определенные статьей 78 настоящего Кодекса, распространены и на налоговых агентов. В связи с чем, довод налоговой инспекции о наличии у ОАО "Иркутскгражданпроект", как налогового агента, права на обращение в установленном порядке с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в спорной сумме, является обоснованным.

При этом отношения агентства и ОАО "Иркутскгражданпроект", связанные с выплатой дивидендов по акциям, находившимся в собственности Иркутской области, регулируются нормами гражданского законодательства.

Таким образом, налоговой инспекцией правомерно отказано в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль агентству, как ненадлежащему заявителю, а выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения налоговой инспекции об отказе сделаны на основании неправильного применения положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применена норма права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым отменить судебные акты по делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение от 28 ноября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 4 марта 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15064/08-44 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Пунктом 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней, определенные статьей 78 настоящего Кодекса, распространены и на налоговых агентов. В связи с чем, довод налоговой инспекции о наличии у ОАО "Иркутскгражданпроект", как налогового агента, права на обращение в установленном порядке с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в спорной сумме, является обоснованным.

При этом отношения агентства и ОАО "Иркутскгражданпроект", связанные с выплатой дивидендов по акциям, находившимся в собственности Иркутской области, регулируются нормами гражданского законодательства.

Таким образом, налоговой инспекцией правомерно отказано в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль агентству, как ненадлежащему заявителю, а выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого решения налоговой инспекции об отказе сделаны на основании неправильного применения положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации."


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2009 г. N А19-15064/08-44-Ф02-2426/2009


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании