Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 14 октября 2009 г. N А58-245/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Талер" (далее - ООО ТПК "Талер", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) (далее - Ленское Управление Ростехнадзора) о признании незаконными действий по отказу в установлении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выраженных в письме от 14.11.2008 N 16-51/2575, об обязании установить и утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года решение от 26 марта 2009 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ленское Управление Ростехнадзора ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статей 71, 201, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 08.08.2000 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 13731, телеграмма), своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 07.11.2008 ООО ТПК "Талер" обратилось (повторно) в Ленское Управление Ростехнадзора с заявлением от 31.10.2008 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ленское Управление Ростехнадзора письмом N 16-51/2575 отказало в установлении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у общества лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению опасных отходов.
Основным видом хозяйственной деятельности ООО ТПК "Талер" является сдача в аренду торговых площадей, в результате осуществления данной деятельности образуются отходы (люминесцентные лампы), которые вывозятся и утилизируются сторонними организациями на основании заключенных с ними договоров N 4017 и N 260. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает.
Установив названные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что хранение обществом пришедших в негодность люминесцентных ламп, которые использовались для освещения объектов недвижимости, до их последующей передачи для размещения, захоронения и обезвреживания нельзя отнести к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку этот вид опасных отходов образовался из основного вида деятельности ООО ТПК "Талер".
В этой связи суды признали, что у общества нет обязанности в данном случае получать лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Поскольку Ленское Управление Ростехнадзора не вправе было требовать от общества лицензию, то его отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенный в письме от 14.11.2008, судами признан необоснованным.
Выводы судов по делу постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права и основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В силу пункта 5.26 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-СТ, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Отходы у общества образуются в результате осуществления им основной деятельности - сдачи в аренду торговых площадей. Деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, подлежащей лицензированию, общество не занимается.
Деятельность, в процессе которой образуются отходы, из сферы лицензирования исключена.
При таких условиях суды обоснованно признали незаконным отказ Ленского Управления Ростехнадзора в установлении обществу соответствующих лимитов в связи с не представлением лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению опасных отходов.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что суд в нарушение требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценку проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (том 1, л.д. 115-154). В таблице 2.3 проекта само общество указывает, что оно осуществляет сбор и хранение отходов 1 класса опасности - ртутных ламп, сбор отходов 4 класса опасности - отходов выгребных ям, мусора бытовых помещений. Заявитель считает, что это лицензируемый вид деятельности и само общество указало об этом.
Кроме того, заявитель считает, что об осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности свидетельствует также санитарный паспорт предприятия, где определены условия сбора и хранения бытовых и пищевых отходов. Технологическими регламентами общества утверждены требования к работникам предприятия по сбору, перевозке, погрузке и хранению опасных отходов, правила сбора бытовых отходов.
Между тем, суд по характеру образующихся у общества отходов с учетом всех имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что у общества образуются отходы от его основной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для отказа в утверждении лимитов на размещение отходов, возложено судом на Ленское Управление Ростехнадзора. Однако Управление данное обстоятельство не доказало, ссылки в кассационной жалобе на проект нормативов, утвержденный обществом, санитарный паспорт, технических регламент, не опровергают выводов судов о том, что эти отходы образуются у общества в связи с его основной деятельностью.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2009 года по делу N А58-245/2009, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2009 года по делу N А58-245/2009, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Ленское Управление Ростехнадзора ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статей 71, 201, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 08.08.2000 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ).
...
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В силу пункта 5.26 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-СТ, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2009 г. N А58-245/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании