Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2010 г. по делу N А19-29237/09 Отказывая частично в признании недействительным решения налогового органа, суд исходил из того, что обществом не подтверждена реальность хозяйственных операций с контрагентами (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 24 августа 2010 г. по делу N А19-29237/09
(извлечение)

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Иркутскэнерготрейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - инспекция) от 16.09.2009 N 02-10/252дсп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2010 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления:

- 36 552 рубля штрафа в связи с неполной уплатой единого социального налога (ЕСН);

- 22 834 рублей пеней по ЕСН;

- 36 839 рублей пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

- 161 рубля пеней, начисленных по недоимке налога на доходы физических лиц (НДФЛ);

- 237 366 рублей ЕСН;

- 269 649 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2010 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в этой части отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом в подтверждение налоговых вычетов представлены все необходимые первичные документы, отсутствие в материалах дела товарно-транспортных накладных не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами ООО "Авалон" и ООО "Байкал ресурс". Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Лыпкиной Н.Н., информацией ООО "ИЗЭМИ", письмом ЗАО "Иркутскэнерготранс", договором об организации перевозок с ЗАО "Иркутскэнерготранс" от 01.07.2005 N 110, актами оказанных услуг. Общество приобретенные товары впоследствии реализовало и эти операции подтверждены налоговым органом. Факт подписания документов от имени контрагентов общества неуполномоченными лицами налоговым органом не доказан. Налогоплательщик не был ознакомлен с копиями документов, на которые имеется ссылка в акте выездной проверки, что указывает на нарушение налоговым органом порядка привлечения налогоплательщика к ответственности.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества на предмет соблюдения законодательства о налогах и сборах за период 2006, 2007 годы. По итогам проверки инспекцией составлен акт от 23.06.2009 N 02-69/190дсп, на основании которого принято решение от 16.09.2009 N 02-10/252дсп о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 07.12.2009 N 26-16/58579 решение инспекции оставлено без изменения.

В этой связи налогоплательщик обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции исходил из того, что обществом не подтверждена реальность хозяйственных операций с контрагентами ООО "Авалон" и ООО "Байкал ресурс".

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

Согласно положениям статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признаются для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Исходя из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно нормам пунктов 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Согласно материалам проверки обществом заявлена налоговая выгода по поставщикам ООО "Авалон" и ООО "Байкал ресурс".

В подтверждение заявленных расходов и вычетов по данным поставщикам обществом в налоговый орган были представлены договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения.

Представленные документы от имени ООО "Авалон" подписаны Русановым В.А., от имени ООО "Байкал ресурс" - Валеевой Л.П.

Инспекцией в порядке статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации был проведен допрос Русанова В.А., который показал, что отношения к деятельности ООО "Авалон" не имеет, фактически деятельность от имени данной организации не осуществлял, подписал чистые листы бумаги и сделал ксерокопию паспорта за вознаграждение.

Произвести допрос Валеевой Л.П. не представилось возможным, в связи с неустановлением ее местонахождения.

Также судами установлено, что в отношении указанных поставщиков обществом не подтверждена доставка товара.

В соответствии с пунктами 2 и 6 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно - транспортной накладной утвержденной формы N 1-т согласно приложению N 1.

Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-т.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.

Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Решением Верховного Суда РФ от 26.08.2009 N ГКПИ09-589 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 6 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983.

В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями.

На требование инспекции обществом товарно-транспортные накладные в подтверждение факта доставки товара от поставщиков не представлены.

При этом в соответствии с материалами проверки доставка товара от поставщиков производилась с привлечением автотранспортной организации ЗАО "Иркутскэнерготранс".

Ссылка общества на подтверждение доставки товара актами оказанных ЗАО "Иркутскэнерготранс" услуг, судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.

Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки, контрагентами общества ООО "Авалон" и ООО "Байкал-ресурс" в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" указанные обстоятельства являются основанием для признания заявленной налоговой выгоды необоснованной.

Оценив перечисленные обстоятельства в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды правомерно сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.

Учитывая пределы компетенции суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки выводов судов не имеется.

Довод общества о том, что при выборе контрагентов оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции не принимается, так как в подтверждение сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов, подтверждающих реальность хозяйственных операций.

Довод общества о том, что налогоплательщик не был ознакомлен с копиями документов, на которые имеется ссылка в акте выездной проверки, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен на том основании, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о препятствии инспекцией ознакомлению налогоплательщика с материалами выездной налоговой проверки.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2010 года по делу N А19-29237/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2010 г. по делу N А19-29237/09


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании