Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2541/08-С1 Требование о признании незаконным постановления инспекции по охране окружающей среды о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства не удовлетворено, поскольку отсутствие паспортов на опасные отходы подтверждается материалами дела (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2541/08-С1

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярослав" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2007 по делу N А50П-942/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 по указанному делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края (далее - инспекция) от 22.10.2007 N 203 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 35000 руб.

Решением суда от 20.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 (резолютивная часть от 11.01.2008) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и Кодекса.

Как следует из материалов дела, 12.07.2007 инспекцией проведена проверка общества по вопросу соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки инспекцией установлено, что обществом не оформлен паспорт на опасные отходы, не установлены и не утверждены лимиты на размещение отходов в окружающую среду, отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

По итогам проверки инспекцией составлены акт от 12.07.2007, протокол об административном правонарушении от 08.10.2007 N 05/21/07 и вынесено постановление от 22.10.2007 N 203 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 35000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия состава вменяемого правонарушения в действиях общества.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В ст. 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 11 и п. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".

В ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) указано, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В силу п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Исследовав материалы дела, суды установили, что общество арендует земельный участок площадью 12758 кв.м, расположенный в с. Ленинск Кудымкарского района Пермского края, для размещения пилорамы. Обществом осуществляется производственная деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы 2-5-го классов опасности (масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, аккумуляторы свинцовые отработанные с неслитым электролитом, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, покрышки отработанные, опил натуральный чистой древесины, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, лом черных металлов в кусковой форме). Отсутствие паспортов на опасные отходы, согласованных с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации, и лимитов на их размещение подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, является обоснованным.

Довод общества о нарушении процессуальных норм при привлечении к административной ответственности отклоняется судом кассационной инстанции как несостоятельный, поскольку судами установлено, что порядок привлечения общества к административной ответственности инспекцией соблюден, размер штрафа соответствует установленной санкции, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем суд кассационной инстанции принимает довод общества об отсутствии у него обязанности иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

В силу ст. 9 Закона об отходах производства и потребления, подп. 74 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о лицензировании введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у общества отсутствует.

Однако данный вывод судов не привел к принятию судами неправильного решения, поскольку совершенных обществом нарушений (отсутствие паспорта на опасные отходы, отсутствие установленных и утвержденных лимитов на размещение отходов) уже достаточно для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, а основания для этого в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2007 по делу N А50П-942/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярослав" - без удовлетворения.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В силу ст. 9 Закона об отходах производства и потребления, подп. 74 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о лицензировании введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у общества отсутствует.

Однако данный вывод судов не привел к принятию судами неправильного решения, поскольку совершенных обществом нарушений (отсутствие паспорта на опасные отходы, отсутствие установленных и утвержденных лимитов на размещение отходов) уже достаточно для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса."


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2008 г. N Ф09-2541/08-С1


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника