Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2009 г. N А60-2580/2009-С10 Суд удовлетворил требование о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, поскольку оказываемые индивидуальным предпринимателем косметологические услуги относятся к простым медицинским услугам, так как содержат элемент профилактики, диагностики или лечения, и подлежат обязательному лицензированию, между тем ответчик осуществлял названную деятельность без лицензии (извлечение)

Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 февраля 2009 г. N А60-2580/2009-С10

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2009 года.

 

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,

рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Прокуратуры Октябрьского района г. Екатеринбурга к индивидуальному предпринимателю Фоминой Алле Борисовне о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Н.П. Храмцова - помощник прокурора, предъявлено служебное удостоверение;

от заинтересованного лица А.Б. Фомина - индивидуальный предприниматель, предъявлено водительское удостоверение.

Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

Прокуратура Октябрьского района г. Екатеринбурга обратилась в суд с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Фоминой Аллы Борисовны к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Заинтересованное лицо отзыв не представило. В судебном заседании пояснило, что факт осуществления медицинских услуг без лицензии не оспаривает, просит суд принять во внимание, что в настоящее время данные услуги не предоставляет, предпринимает меры к созданию юридического лица и получению необходимой лицензии.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

28 января 2009 года Прокуратурой Октябрьского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Фоминой Аллой Борисовной законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В ходе проверки заявителем установлен факт осуществления индивидуальным предпринимателем Фоминой Аллой Борисовной предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по прокалыванию мочек ушных раковин, а также по общему, детскому и антицеллюлитному массажам в салоне красоты "Альянс", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, 60, без специального разрешения (лицензии) на право осуществления данной врачебной процедуры.

По результатам проверки заявителем 29.01.2009 было вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Фоминой Аллы Борисовны дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно подпункту 1 статьи 17 указанного Федерального закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.

В пункте 4 названного Положения раскрывается содержание медицинской деятельности, которая включает в себя выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению, включающему в себя, в том числе медицинский массаж и косметологические услуги (терапевтические и хирургические).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, выделяется деятельность в сфере здравоохранения (код ОКВЭД 85.1), услуги парикмахерских и салонов красоты (код ОКВЭД 93.02).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, к числу медицинских услуг относятся процедуры врачебные (код 081502).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 прокол мочек ушных раковин (код 9312422) относятся к услугам, предоставляемым косметологическими поликлиниками, лечебницами и кабинетами (к врачебным процедурам), а не к услугам, предоставляемым парикмахерскими, косметическими салонами и лечебными косметическими учреждениями (коды с 9312000 по 9312369). Массаж лечебный (код 8519203) по данному классификатору относится к прочим услугам, по охране здоровья человека (коды с 8519000 по 8519520). Кроме того, лечебный массаж относится к прочей деятельности по охране здоровья (код 8519), которая осуществляется в основном парамедицинским персоналом (санитарками, медицинскими сестрами, акушерками, физиотерапевтами и другими).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности, где включены работы и услуги по косметологии (терапевтической и хирургической).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии.

Минздравсоцразвитием России 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении с целью обеспечения единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, согласно которой все медицинские услуги Номенклатуры классифицированы: "Простые медицинские услуги", "Сложные и комплексные медицинские услуги", "Сложные и комплексные услуги. Состав" и пр. Под простой медицинской услугой (раздел А Номенклатуры) понимается конкретная простая медицинская услуга, имеющая законченное диагностическое или лечебное значение, четкое описание технологии выполнения (при нескольких способах (методик) выполнения услуги).

Согласно разделу А Номенклатуры прокол мочек ушей (код ПМУ 21.01.008), а также общий массаж (код ПМУ 21.01.001), массаж при заболеваниях периферических сосудов (код ПМУ 21.13.001), массаж и гимнастика у детей раннего возраста (код ПМУ 21.31.002) и массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста (код ПМУ 21.31.004) относятся к простым медицинским услугам.

В соответствии с приказом Минздрава России от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" общий массаж, массаж лица, чистка кожи лица (комплексный уход за кожей лица), маски относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности.

Согласно "Отраслевому классификатору "Простые медицинские услуги" ОК ПМУ 91500.09.0001- 2001", в котором применяются названия простых медицинских услуг в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками, простая медицинская услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".

Указанным отраслевым классификатором (типовой раздел 21) к простым медицинским услугам, оказываемым массажистами, врачами - мануальными терапевтами относится также лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия).

Таким образом, услуги по проколу мочек ушей, а также по общему, антицеллюлитному массажам относятся к медицинской деятельности, осуществление которой допускается при наличии соответствующей лицензии.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Фомина Алла Борисовна в принадлежащем ей салоне красоты "Альянс", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кара Маркса, 60, оказывает услуги населению по прокалыванию ушных раковин, а также по общему, антицеллюлитному массажам.

В подтверждение факта осуществления заинтересованным лицом предпринимательской деятельности по оказанию данных услуг без специального разрешения (лицензии) заявителем в материалы дела представлены: копии платежных документов (талоны N 935129, N 935104, N 936077, N 936068, N 936055, N 936056 на оплату услуг в салоне красоты "Альянс", в том числе по проколке ушных раковин, общему и антицеллюлитному массажам), прейскурант цен на услуги с 01.09.2008 (в том числе - прокол мочки уха, массаж общий оздоровительный, антицеллюлитный, детский), а также письменное объяснение индивидуального предпринимателя Фоминой Аллы Борисовны от 28.01.2009.

Факт осуществления индивидуальным предпринимателем Фоминой Аллой Борисовной предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по прокалыванию ушных раковин общего, антицеллюлитного массажей без специального разрешения (лицензии) зафиксирован в рапорте помощника прокурора Н.П. Храмцовой от 28.01.2009, постановлении от 29.01.2009 о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Фоминой Аллы Борисовны дела об административном правонарушении, материалами проверки и заинтересованным лицом не оспаривается.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п.3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что оказываемые индивидуальным предпринимателем косметологические услуги относятся к простым медицинским услугам, поскольку содержат элемент профилактики, диагностики или лечения, и подлежат обязательному лицензированию. Между тем предпринимателем, в нарушение указанной нормы права, осуществлялась деятельность по оказанию простых медицинских услуг без специального разрешения (лицензии).

Таким образом, событие предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения (осуществление индивидуальным предпринимателем Фоминой Аллой Борисовной подлежащего лицензированию вида предпринимательской деятельности без лицензии) заявителем доказано.

Согласно ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина индивидуального предпринимателя определяется как вина физического лица.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Вина предпринимателя в совершении указанного правонарушения усматривается в форме неосторожности, то есть лицо сознавало противоправность своих действий, но не предпринимало мер по его недопущению. То есть при наличии документов, свидетельствующих об оказании услуг, относящихся к простым медицинским услугам, и отсутствии соответствующей лицензии, указанная деятельность все же осуществлялась. Данный факт подтверждается приложенными к материалам дела письменными объяснениями заинтересованного лица от 28.01.2009, согласно которым, о необходимости получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности индивидуальный предприниматель не знала.

Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Фоминой Аллы Борисовны имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом положений п. 4 названной статьи) соблюден.

Нарушений процессуального порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности со стороны заявителя судом не установлено.

Поскольку, осуществление деятельности по оказанию простых медицинских услуг без специального разрешения (лицензии) свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни граждан, а следовательно, и охраняемым общественным отношениям, то наступление определенных материальных последствий, связанных с фактом совершения данного правонарушения, либо отсутствие каких-либо последствий не имеет правового значения для наступления ответственности и не может являться основанием для освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности. При таких обстоятельствах суд считает, что характер совершенного заинтересованным лицом правонарушения, степень его общественной опасности, а также формальный состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключают возможность применения положений Кодекса об административных правонарушениях о малозначительности совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения.

Учитывая, что факт совершения индивидуальным предпринимателем Фоминой Аллой Борисовной административного правонарушения, указанного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.01.2009, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела и индивидуальным предпринимателем не оспаривается, принимая во внимание отсутствие процессуальных нарушений привлечения к административной ответственности со стороны заявителя суд полагает, что индивидуальный предприниматель Фомина Алла Борисовна подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4000 рублей без конфискации орудий производства и сырья.

При назначении наказания суд учел то, что заинтересованное впервые привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения, в настоящее время им предпринимаются меры к созданию юридического лица и получению необходимой лицензии, а также принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем, определил его в пределах нижней границы санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Требования заявителя удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Фомину Аллу Борисовну, 11.06.1964 года рождения, проживающую по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 21-104 (ОГРН 304667108300047, ИНН 667105663901, свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе серии 66 N 003834330 от 20.10.2003), к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 4000 руб. без конфискации.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)

ИНН 6658033077

КПП 665801001

ОКАТО 65401364000

БИК 046577001

р/с 40101810500000010010

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

Код бюджетной классификации 41511621010010000140

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2009 г. N А60-2580/2009-С10


Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника