Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2009 г. N Ф09-3628/09-С1 Общество правомерно привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, поскольку на основании имеющихся в материалах дела доказательств суд установил, что обществом осуществляется хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы - отработанные ртутьсодержащие лампы, при этом паспорта на опасные отходы в обществе не составлены, доказательств обратного заявителем не представлено (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июня 2009 г. N Ф09-3628/09-С1

 

Дело N А07-20158/2008-А-РСА

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Лукьянова В.А., Лимонова И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский завод технических масел "Формула" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2009 по делу N А07-20158/2008-А-РСА.

Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - управление) от 12.12.2008 N 585 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.

Решением суда от 11.02.2009 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, ссылаясь на допущенные управлением при производстве по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения, а именно нарушения требований ч. 1 ст. 1.6, ст. 25.1, 25.4 Кодекса.

Управление в отзыве на кассационную жалобу считает принятое по делу решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 09.07.2008 по 10.07.2008 управлением совместно с прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена плановая проверка общества, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Путейская, д. 2, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе проверки было установлено, что в результате хозяйственной деятельности общества образуются следующие отходы производства и потребления: отработанные ртутьсодержащие лампы, твердые бытовые отходы, строительный мусор от разборки зданий, пищевые отходы, жидкие отходы, упаковочная бумага. При этом в обществе отсутствуют паспорта опасных отходов, что является нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства).

По итогам проверки управлением составлен акт от 09-10.07.2008 N 01-13/РО, в котором обществу предписано устранить выявленные нарушения.

На основании распоряжения от 20.11.2008 N 01-04/638 управлением проведена внеплановая проверка общества по выполнению предписаний об устранении нарушений, о чем составлен акт от 20.11.2008 N 01-13/107-РО.

Прокурором Орджоникидзевского района г. Уфы по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении общества 21.11.2008 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса. Данное постановление направлено для рассмотрения в управление.

Постановлением управления от 12.12.2008 N 585 общество привлечено к административной ответственности, установленной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия состава вменяемого обществу административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства), а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом под опасными отходами в силу названной статьи понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе к свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства).

Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что обществом осуществляется хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, в частности отработанные ртутьсодержащие лампы. При этом паспорта на опасные отходы в обществе не составлены.

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Довод общества о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности от 12.12.2008 опровергается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением с отметкой о вручении от 05.12.2008.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они уже были предметом исследования суда первой инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2009 по делу N А07-20158/2008-А-РСА оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский завод технических масел "Формула" - без удовлетворения.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства), а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом под опасными отходами в силу названной статьи понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе к свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства).

Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода"."


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2009 г. N Ф09-3628/09-С1


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника