Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2011 г. N Ф09-1670/11-С1 по делу N А60-36644/2010-С8 (извлечение) (ключевые темы: административные правонарушения - нарушение условий - положение о лицензировании - специальное разрешение, лицензия - роскомнадзор)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 апреля 2011 г. N Ф09-1670/11-С1 по делу N А60-36644/2010-С8

 

Дело N А60-36644/2010-С8

 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 г. Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2011 г.

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (ИНН: 6659107821, ОГРН: 1046603151935; далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2010 по делу А60-36644/2010-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель управления - Григорьевская А.В. (доверенность от 15.03.2011 N 22-Д).

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Серовская телерадиокомпания" (ИНН: 6632009136; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 13.11.2010 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, перечисленных в жалобе. По мнению управления, в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено и материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса. Заявитель жалобы полагает, что объективную сторону указанного правонарушения образует именно факт прекращения обществом вещания с 01.05.2009. При этом ссылается на указание на титульном листе лицензии даты начала вещания с момента получения лицензии, то есть с 30.05.2008.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 24.08.2010 N 06-05/1200 в период с 27.09.2010 по 29.09.2010 управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг электросвязи, телерадиовещания, о чем составлен акт проверки от 29.09.2010 N А-66-13/0582.

В ходе проверки управлением установлены факты нарушения условий лицензии от 30.05.2008 ТВ N 13534 на осуществление телевизионного вещания, выразившиеся в не осуществлении телевизионного вещания на территории г. Серов Свердловской области на частоте 46 ТВК общим объемом 168 часов в неделю, ежедневно, круглосуточно.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления управлением протокола от 28.09.2010 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса и обращения согласно требованиям ст. 23.1 Кодекса в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа.

В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

Следовательно, привлечение к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), соответствует критериям, указанным в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

На основании п. 15 Положения о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359 (далее - Положение о лицензировании), лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество имеет лицензию от 30.05.2008 ТВ N 13534 на осуществление эфирного вещания телепрограмм "Серовская телерадиокомпания" и "ТВ Дарьял" с момента получения лицензии, то есть с 30.05.2008.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции установлено, что вещание телепрограмм "Серовская телерадиокомпания" и "ТВ Дарьял" не осуществлялось обществом с момента выдачи лицензии и факт отсутствия возражений управления по данному обстоятельству отражен в мотивировочной части решения суда.

При этом суды верно отметили, что лицензионными условиями не предусмотрена обязанность общества начать вещание телепрограмм на указанную в лицензии территорию и в указанных объемах с какой-либо определенной даты, поскольку наличие лицензии свидетельствует лишь о праве на занятие определенным видом деятельности.

Кроме того, отсутствие намерений общества осуществлять телевизионное вещание по лицензии от 30.05.2008 ТВ N 13534 подтверждает заявление от 24.09.2010 на ее аннулирование (л.д. 58), направленное в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций до даты проведения проверки.

Суды также обоснованно указали, что в силу п. 17 Положения о лицензировании, неосуществление лицензиатом (общество в данных отношениях) вещания в пределах срока действия лицензии в течении трех и более месяцев, является основанием для аннулирования лицензии выдавшим ее органом, а не основанием для привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций, с учетом применения вышеназванных норм права, пришли к правильному выводу о том, что неосуществление обществом телевизионного вещания в течение более трех месяцев с даты выдачи лицензии, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.

Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2010 по делу А60-36644/2010-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области - без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

На основании п. 15 Положения о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359 (далее - Положение о лицензировании), лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.

...

Суды также обоснованно указали, что в силу п. 17 Положения о лицензировании, неосуществление лицензиатом (общество в данных отношениях) вещания в пределах срока действия лицензии в течении трех и более месяцев, является основанием для аннулирования лицензии выдавшим ее органом, а не основанием для привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций, с учетом применения вышеназванных норм права, пришли к правильному выводу о том, что неосуществление обществом телевизионного вещания в течение более трех месяцев с даты выдачи лицензии, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса."


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2011 г. N Ф09-1670/11-С1 по делу N А60-36644/2010-С8


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Хронология рассмотрения дела:


13.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1670/11


28.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12686/10


27.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12686/2010


13.11.2010 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36644/10