Раздел IV. Общие указания по применению

Раздел IV.
Общие указания по применению

 

4.1. Предлагаемые индексы сформированы на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные и реставрационно-восстановительные работы, предусмотренные типовыми проектными решениями частей зданий и сооружений, повторно применяемыми экономичными индивидуальными проектами, и дифференцированы по унифицированной номенклатуре видов и комплексов работ, соответствующих технологической последовательности строительства и специализации строительно-монтажных (ремонтно-строительных, реставрационных) организаций.

Предназначены для определения стоимости строительства в текущих ценах и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиками и подрядными организациями независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

4.2. Расчеты за выполненные работы рекомендуется производить с применением индексов по отдельным элементам прямых затрат (таблицы раздела I) к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли по текущим нормативам. Такой метод счета рекомендуется как основной вариант, обеспечивающий правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ.

4.3. При применении индексов раздела II на весь комплекс работ к полной сметной стоимости строительно-монтажных работ в ценах 1984 г. на стоимость прямых затрат, подсчитанную по расценкам и сметным ценам 1984 г., начисляются накладные расходы и плановые накопления по нормам 1984 г., а затем индекс по соответствующему виду строительства и работ. При расчете указанных индексов использовались индексы к элементам прямых затрат по соответствующим видам и комплексам работ раздела I.

Аналогично - при применении индексов раздела II на весь комплекс работ к полной сметной стоимости строительно-монтажных работ в ценах на 01.01.2000 на стоимость прямых затрат, подсчитанную по расценкам и сметным ценам на 01.01.2000, начисляются накладные расходы и сметная прибыль по действующим нормативам, а затем индекс по соответствующему виду работ. При расчете указанных индексов использовались индексы к элементам прямых затрат по соответствующим видам работ раздела I.

Примечание. Комплексные индексы удорожания СМР по видам объектов строительства и реконструкции должны применяться при расчетах за выполненные работы между заказчиками и генеральными подрядчиками в условиях неразорванного строительного цикла. При проведении работ на объектах, достраиваемых после остановки (консервации) работ, а также при смене генподрядчика следует использовать индексы по видам соответствующих работ.

4.4. Оплату выполненных работ рекомендуется производить заказчиком по ценам (индексам) на момент их фактического выполнения подрядчиком, а в случае отставания подрядчика от согласованного календарного плана (графика) работ - по ценам (индексам), действовавшим на момент, когда они должны были быть выполнены по календарному плану (графику), что должно быть отражено в договоре подряда (контракте). В случае задержки оплаты выполненных и принятых работ со стороны и по вине заказчика подрядчик вправе требовать компенсации затрат и инфляционных факторов в соответствии с условиями договора, в котором должны быть предусмотрены соответствующие штрафные санкции за задержку оплаты.

4.5. Индекс к оплате труда рабочих учитывает выплаты в составе фонда оплаты труда (дополнительные отпуска, выслуга лет, аккордная оплата труда), а также дополнительную заработную плату, которые дополнительно не учитываются.

Для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин и используемой для начисления накладных расходов и сметной прибыли, - индекс на оплату труда рабочих.

4.6. Индексы на материалы к сметным ценам 2000 и 1984 годов приведены в виде "ценового поля" показателей, определяющих разброс цен на ресурсы в зависимости от проектных решений и условий поставки (комплектации). Согласование конкретной величины показателя в установленных пределах производится заказчиком и подрядчиком.

Для учета разницы в транспортных расходах по доставке материальных ресурсов на объекты строительства, расположенные в административно подчиненных пригородах Санкт-Петербурга (административные районы - Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Ломоносовский, Павловский, Петродворцовый и Пушкинский), а также при осуществлении строительства в Ленинградской области строительными организациями Санкт-Петербурга к сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ должны применяться специальные поправочные коэффициенты, приведенные в Общих указаниях по применению единичных расценок (ЕРЕР-84 и ТЕР-2001 СПб).

4.7. При оплате заказчиком материалов, изделий и конструкций для производства строительно-монтажных работ, когда расчеты за выполненные работы производятся с применением индексов по данному письму, из актов выполненных работ после начисления лимитированных затрат исключается стоимость оплаченных заказчиком материалов, пересчитанных с применением к их стоимости соответствующих индексов по статье прямых затрат "Материалы с доставкой", а в случае их включения в сметы (акты выполненных работ) по фактической стоимости - по стоимости, заложенной в сметы (акты выполненных работ). Стоимость материалов поставки заказчика является неотъемлемой частью прямых затрат по смете и входит в базу для исчисления лимитированных затрат.

4.8. Накладные расходы в текущем уровне цен определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 (Госстрой России от 12.01.2004 N 6) от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе текущих прямых затрат по следующей формуле:

 

,

 

где:

и - суммарная величина основной заработной платы рабочих-строителей и машинистов в уровне сметных цен 1984 г. или на 01.01.2000;

- индекс текущего уровня оплаты труда рабочих по отношению к уровню 1984 или 2000 г. (индекс элемента прямых затрат "Оплата труда рабочих");

- норматив накладных расходов, рекомендованный Госстроем России для применения с 01.01.2000 в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, с учетом порядка применения нормативов накладных расходов в строительстве с 01.01.2011, установленного письмами Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011.

Размеры накладных расходов в базисном и текущем уровне цен приведены в письме Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона России от 17.03.2011 N 6056-ИП/08 (см. журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" N 4/2011)

При использовании в локальных сметах (сметных расчетах) нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ начисление нормативов производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН (ФЕР, ТЕР)-2001, ГЭСНм (ФЕРм, ТЕРм)-2001 и ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр)-2001.

В соответствии с порядком применения нормативов накладных расходов в строительстве с 01.01.2011 (письма Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011) при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта в текущем уровне цен с 1 января 2011 года к нормативам накладных расходов, приведенных в приложениях 3, 4 и 5 к МДС 81-33.2004, применяется коэффициент 0,85.

При этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,85 на отдельные виды работ, указанные в письме Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010.

Коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Госстроя от 31.01.2005 N ЮТ-260/06, утратил свое значение для организаций, использующих общий режим налогообложения и не применяется к нормативам, приведенным в приложениях 3, 4, 5 МДС 81-33.2004.

В связи с выходом Федерального закона от 28.12.2010 N 432-ФЗ, для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94.

Внимание! Указанный Порядок применения нормативов накладных расходов в строительстве с 01.01.2011 для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, носит рекомендательный характер и при расчете индексов СМР Таблицы 2.2. ("Расчетные индексы к полной стоимости СМР в сметных ценах 2000 и 1984 гг. по объектам внебюджетного финансирования") коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов НЕ ПРИМЕНЯЛСЯ. При этом из расчета исключен утративший силу коэффициент 0,94.

4.9. Сметная прибыль в текущем уровне цен определяется в соответствии с положениями Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001 (Госстрой России от 28.02.2001 N 15) с учетом изменений, введенных Федеральным агентством по строительству и ЖКХ письмом N АП-5536/06 от 18.11.2004 "О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве" и порядком применения нормативов сметной прибыли в строительстве с 01.01.2011, установленным письмами Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011.

Размеры сметной прибыли в базисном и текущем уровне цен приведены в Письме Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона России от 17.03.2011 N 6056-ИП/08 (см. журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" N 4/2011)

 

Внимание! При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта в текущем уровне цен с 1 января 2011 года применяется коэффициент 0,8:

- к общеотраслевым нормативам сметной прибыли в составе сметной стоимости строительно-монтажных работ в размере 65% и ремонтно-строительных работ - 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 и п. 2.2 МДС 81-25.2001);

- к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ (прил. 1 к письму Госстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06), при этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,8 на отдельные виды работ, указанные в письме от 06.12.2010 N 41099-КК/08;

- к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ (прил. 2 к письму Госстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06).

Указанные положения обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Санкт-Петербурга, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии и других средств, поступающих в качестве государственной поддержки. Указанный Порядок применения нормативов сметной прибыли в строительстве с 01.01.2011 для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, носит рекомендательный характер и при расчете индексов СМР Таблицы 2.2. ("Расчетные индексы к полной стоимости СМР в сметных ценах 2000 и 1984 гг. по объектам внебюджетного финансирования") коэффициент 0,8 к нормативам сметной прибыли НЕ ПРИМЕНЯЛСЯ.

В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат (по аналогии с исчислением накладных расходов).

При использовании в локальных сметах (сметных расчетах) нормативов сметной прибыли по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ начисление нормативов производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН(ФЕР, ТЕР)-2001, ГЭСНм(ФЕРм, ТЕРм)-2001, ГЭСНп(ФЕРп, ТЕРп)-2001, ГЭСНр(ФЕРр, ТЕРр)-2001.

Примечание. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц (т.е. внебюджетных источников), сметная прибыль может определяться как от величины средств на оплату труда рабочих, так и от сметной себестоимости работ в текущем уровне цен. При этом конкретный норматив сметной прибыли предлагается подрядчиком и согласуется заказчиком работ на равноправной основе.

4.10. При исчислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сохраняется действие всех примечаний к прил. 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, прил. 1 и 2 к письму Госстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06.

Установленный письмами Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011 порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов (0,85) и сметной прибыли (0,8) в строительстве распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения.

В связи с этим коэффициент 0,7 к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004) не применяется.

При этом не утратило силу примечание к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения.

При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел.

Сметная документация, прошедшая экспертизу до выхода писем Минрегиона России N 41099-КК/08 от 06.12.2010 и N 3757-КК/08 от 21.02.2011, пересчету не подлежит. При этом по заключенным государственным контрактам взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.

4.11. Затраты на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, определяются в соответствии с ГСН 81-05-02-2001 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и ГСНр 81-05-02-2001 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время.

4.12. Размер средств, предназначенных для возведения титульных временных зданий и сооружений, может определяться:

- по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;

- по нормам, приведенным в ГСН 81-05-01-2001 Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве строительных работ и ГСНр 81-05-01-2001 Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ, в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 Сводного сметного расчета.

Одновременное использование указанных способов не допускается.

Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения могут производиться как за фактически построенные временные здания и сооружения, так и с применением сметных нормативов в зависимости от условий заключаемых договоров (контрактов). Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства.

4.13. Возмещение прочих работ и затрат заказчиком может производиться только при их фактическом наличии у подрядчика и при документальном подтверждении размеров этих затрат за соответствующий период, но не выше размера по нормативным документам Госстроя России для включения в главу 9 ССР "Прочие работы и затраты".

4.14. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 ССР в размере согласно п. 4.96 МДС 81-35.2004.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию. При этом в актах приемки выполненных работ часть резерва, включенная в состав твердой договорной цены, не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании твердой договорной цены.

При заключении договора с открытой (изменяемой в ходе выполнения работ) ценой при производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ резерв подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.