Порядок подготовки и проведения опроса

Глава III. Порядок подготовки и проведения опроса


Статья 9. Инициатива проведения опроса

Инициатива проведения опроса принадлежит:

- депутату Московской городской Думы, если территория, на которой проводится опрос, входит в его избирательный округ;

- префекту административного округа;

- районному Собранию;

- главе районной Управы;

- инициативной группе жителей, насчитывающей не менее 10 граждан, проживающих на соответствующей территории.

Инициатива проведения опроса принадлежит также местным общественным объединениям и органам территориального общественного самоуправления, действующим на соответствующей территории. В этом случае они пользуются правами инициативной группы жителей.


Статья 10. Петиция о проведении опроса

1. Инициаторы проведения опроса, указанные в статье 9 настоящего Закона, подают главе районной Управы петицию о проведении опроса. В ней указываются: основания опроса, предлагаемая формулировка вопроса (вопросов), жилые комплексы или группы домов, (территория), на которой предлагается провести опрос, дату проведения опроса и его вид в соответствии со статьей 8 настоящего Закона. Петиция подписывается инициаторами опроса. При этом указываются их домашние адреса и телефоны.

2. Глава районной Управы в месячный срок проводит консультации (согласования) с инициаторами проведения опроса, заинтересованными организациями и должностными лицами по изложенным в петиции основаниям проведения опроса. Если инициаторов проведения опроса удовлетворят полученные в ходе консультаций (согласования) информация, разъяснения либо принятые решения, они вправе отозвать петицию. Глава районной Управы вправе дать мотивированный отказ в проведения опроса, если его проведение противоречит настоящему Закону или вторгается в сферу действия других законов города Москвы. Отказ может быть обжалован Мэру Москвы или в суд.

3. О назначении опроса глава районной Управы издает распоряжение, в котором указываются: дата проведения опроса, вопрос(ы), выносимый(е) на опрос, адреса жилых домов, жители которых участвуют в опросе, вид опроса и источники финансирования мероприятий, связанных с проведением опроса.

4. Дата проведения опроса назначается не позже чем через месяц со дня издания распоряжения главы Управы.


Статья 11. Комиссия по проведению опроса

1. Глава Управы назначает комиссию по проведению опроса в количестве 5-19 человек. При формировании комиссии глава районной Управы учитывает предложения районного собрания, местных общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления, инициаторов проведения опроса.

2. Комиссия по проведению опроса созывается на второй день после назначения опроса и на первом заседании избирает из своего состава председателя комиссии, заместителей председателя комиссии по числу участков опроса и секретаря комиссии.

3. Комиссия по проведению опроса:

- организует исполнение настоящего Закона при проведении опроса;

- организует оповещение жителей о инициативе проведения опроса и вопросах, выносимых на голосование, о порядке, месте и дате проведения опроса;

- составляет список участников опроса;

- образует участки опроса;

- устанавливает форму и изготавливает опросные листы или опросные списки;

- организует проведение голосования жителей при опросе в соответствии с установленным настоящим Законом порядком;

- устанавливает результаты опроса;

- взаимодействуют с инициаторами опроса, общественными объединениями, наблюдателями и представителями средств массовой информации;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

4. Полномочия комиссии по проведению опроса прекращаются после официальной передачи результатов опроса главе районной Управы.

5. Работа комиссии по проведению опроса ведется на общественных началах. Глава районной Управы обеспечивает комиссию временными (необходимыми) помещениями и материально-техническими средствами и производит оплату произведенных ею расходов.


Статья 12. Список участников опроса

1. В список участников опроса включаются имеющие право на участие в опросе жители домов, чьи адреса указаны в распоряжении главы районной Управы о назначении опроса. Список составляется комиссией по проведению опроса отдельно по каждому дому в порядке нумерации квартир. В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства жителя - участника опроса.

В качестве списка участников опроса могут быть использованы списки избирателей по соответствующим домам.

2. Список участников опроса составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем комиссии по проведению опроса.

3. Включение в список лиц, имеющих право на участие в опросе в соответствии с настоящим Законом, допускается в любое время, в том числе и в день проведения опроса.

4. Список участников опроса составляется не позднее чем за 10 дней до проведения опроса.


Статья 13. Участки опроса

1. Территория, на которой проводится опрос, может составлять единый участок опроса или по решению комиссии по проведению опроса поделена на несколько участков опроса.

Границы участка опроса могут совпадать с границами избирательного участка.

2. Участки опроса создаются (для удобства его проведения) и должны иметь специально оборудованные помещения для голосования, на время проведения опроса.

3. Проведение голосования при опросе на участках обеспечивают члены комиссии по проведению опроса, направленные на участок, возглавляемые одним из заместителей председателя комиссии.

4. Комиссия по проведению опроса не позже чем за 10 дней оповещает жителей о создании участков опроса, их местонахождении (и режиме работы) помещений для голосования.

5. В случае создания участков опроса список участников опроса составляется по каждому участку.

6. Житель, имеющий право на участие в опросе, может реализовать это право только на том участке, где он включен в список участников опроса.


Статья 14. Опросный лист

1. Опросный лист имеет форму бюллетеня для голосования на референдуме. В нем содержится точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.

При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой либо статьи или какого-либо пункта, вынесенного на опрос проекта правового или нормативного акта, также последовательно нумеруются.

2. Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных о голосующем.

3. Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения.

4. Форму опросного листа устанавливает комиссия по проведению опроса. Перед началом опроса в правом верхнем углу опросного листа ставятся подписи двух членов комиссии по проведению опроса.


Статья 15. Опросный список

1. Опросный список применяется при поименном голосовании и представляет собой список участников опроса с указанием их фамилии, имени, отчества и места жительства. Далее под точно воспроизведенным текстом вопроса (вопросов), вынесенного на опрос, указываются варианты волеизъявления (ответа) голосующего словами "за" или "против" и оставляется место для отметки даты проведения голосования.

Если имеется несколько вопросов, то они располагаются в опросном листе последовательно.

2. Опросный список составляется по участкам опроса и подписывается председателем и секретарем комиссии по проведению опроса.


Статья 16. Тайное голосование при опросе

1. Тайное голосование при опросе проводится в помещении участка опроса в соответствии с порядком, установленным Законом города Москвы "О местном референдуме в городе Москве". В помещении должны быть специально оборудованные места для тайного голосования и установлены ящики для голосования, которые на время голосования опечатываются. Опросный лист выдается голосующему членами комиссии по проведению опроса с правом решающего голоса по списку участников опроса под расписку. Голосующий предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность и место жительства. Заполнение паспортных данных в списке участников референдума не требуется.

В случае, если голосующий не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении опросного листа, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии по проведению опроса и наблюдателей. Лицо, оказавшее голосующему помощь, расписывается в списке участников референдума в графе "Подпись участника опроса о получении опросного листа" с указанием своей фамилии.

2. Опросный лист заполняется голосующим в специально оборудованном месте (кабинах или комнатах), в котором не допускается присутствие иных лиц и опускается в ящик для голосования. Голосующий, не имеющий возможности самостоятельно заполнить опросный лист, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом комиссии по проведению опроса (или наблюдателем). Фамилия этого лица указывается в списке участников опроса рядом с подписью голосующего о получении опросного листа.

При голосовании участник опроса ставит знак "плюс" или любой другой знак в квадрате под словом "за" или "против" - в соответствии со своим волеизъявлением. Члены комиссии по проведению опроса обеспечивают тайну голосования.

В случае, если голосующий считает, что при заполнении опросного листа совершил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии по проведению опроса, выдавшему опросный лист, с просьбой выдать ему новый опросный лист взамен испорченного. Член комиссии по проведению опроса выдает голосующему новый опросный лист, делая при этом соответствующую отметку в списке участников опроса против фамилии соответствующего участника. Испорченный опросный лист погашается, о чем составляется акт.

Заполненные опросные листы опускаются голосующими в ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов комиссии по проведению опроса (и наблюдателей). Число ящиков для голосования определяется комиссией по проведению опроса.

3. Вопрос о проведении голосования с применением переносных ящиков для голосования комиссия по проведению опроса решает самостоятельно.

4. Член комиссии по проведению опроса немедленно отстраняется от участия в ее работе, (а наблюдатель удаляется из помещения для голосования), если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление участника опроса. Решение об этом принимается комиссией по проведению опроса.


Статья 17. Поименное голосование при опросе

1. При поименном голосовании на участке опроса голосующий по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность и место жительства, в опросном списке против своей фамилии ставит знак "плюс" или любой другой знак в графе, соответствующей его волеизъявлению, и расписывается. Он сам или по его просьбе член комиссии по проведению опроса ставят в следующей графе дату голосования: число, месяц, год.

2. Поименное голосование может проводиться по опросным листам как на участках голосования, так членами комиссии по проведению опроса по месту жительства участников опроса. В этом случае голосующий записывает в опросный лист свою фамилию, имя и отчество, адрес (без указания почтового индекса), ставит знак "плюс" или любой другой знак в квадрате под словом "за" или "против" в соответствии со своим волеизъявлением и здесь же расписывается. В опросном листе ставится также дата голосования: число, месяц, год. По просьбе голосующего эти сведения может внести в опросный лист член комиссии по проведению опроса, но ставит знак в соответствующем квадрате и расписывается сам голосующий.

3. При проведении поименного голосования члены комиссии по проведению опроса могут одновременно использовать опросный список и опросный лист, не допуская, чтобы участник опроса голосовал дважды.


Статья 18. Голосование на собраниях жителей

1. При небольшом количестве участников опроса комиссия по проведению опроса может провести их собрание для проведения голосования. Регистрация участников собрания проводится по списку участников опроса. Открывают и ведут собрание представители комиссии по проведению опроса в количестве не менее трех человек. На собраниях допускаются выступления заинтересованных сторон по предмету опроса, их ответы на вопросы граждан, однако обсуждение не проводится.

2. Голосование на собрании проводится по каждому вопросу отдельно "за" и отдельно "против". В голосовании участвуют только участники опроса, внесенные в список и зарегистрированные на собрании. Результаты заносятся в протокол голосования, который подписывается всеми членами комиссии по проведению голосования, присутствующими на собрании.

3. Собрание правомочно, если в нем приняло участие более 50 процентов жителей, имеющих право на участие в опросе.


Статья 19. Сроки проведения опроса

1. Опрос проводится в удобное для жителей время в течение одного или нескольких, но не более десяти, дней. Решение о сроках проведения опроса и времени голосования принимает комиссия по проведению опроса.

2. Комиссия по проведению опроса и глава районной Управы обеспечивают сохранность документации, связанной с опросом, и неприкосновенность заполненных опросных листов и опросных списков до завершения опроса и подведения его итогов.


Статья 20. Установление итогов опроса

1. После окончания проведения опроса комиссия по проведению опроса подсчитывает результаты голосования по участкам, которые затем сводятся в общую таблицу. На основании полученных результатов составляется протокол, в котором указываются следующие данные:

- общее число граждан, внесенных в список участников опроса;

- число граждан, принявших участие в опросе;

- число опросных листов, оказавшихся недействительными или число голосов в опросном списке, оказавшихся недействительными;

- количество голосов, поданных "за" внесенный на опрос вопрос;

- количество голосов, поданных "против" вопроса, внесенного на опрос;

одно из следующих решений:

- признание опроса состоявшимся;

- признание опроса несостоявшимся;

- признание опроса недействительным;

- результаты опроса, выраженные в процентном отношении.

Если на опрос вносилось одновременно несколько вопросов, то подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.

2. Недействительными признаются опросные листы неустановленного образца, не имеющие отметок членов комиссии по проведению опроса, а также листы, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление участников опроса, а в случаях поименного голосования - опросные листы, не содержащиеся данных о голосовавшем или его подписи.

В опросном листе не учитываются голоса, не подтвержденные отметкой в установленном месте участника опроса.

3. Комиссия по проведению опроса признает опрос состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей, внесенных в список участников опроса.

Если опрос признается несостоявшимся, то опрос по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через год.

4. Комиссия по проведению опроса признает опрос недействительным, если допущенные при проведении опроса нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан, принявших участие в опросе.

5. При установлении результатов голосования в процентном отношении недействительные опросные листы и недействительные голоса в опросных списках не учитываются.

6. Протокол о результатах опроса составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии по проведению опроса. Один экземпляр остается в комиссии, второй вместе с опросными листами и опросными списками направляется главе районной Управе, третий экземпляр направляется инициатору проведения опроса. Копии с первого экземпляра могут быть представлены средствам массовой информации, местным общественным объединениям и органам территориального общественного самоуправления.

Член комиссии по проведению опроса, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую комиссию письменные жалобы и заявления и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

7. Материалы опроса в течение шести месяцев хранятся в районной Управе, а затем уничтожаются по акту.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.