Порядок голосования на референдуме и определения его результатов

Глава VII. Порядок голосования на референдуме и определения его результатов


Статья 28. Время голосования и досрочное голосование. Порядок голосования на референдуме

Гражданин, который по тем или иным причинам будет отсутствовать в районе и не сможет прибыть в день проведения референдума на участок по проведению референдума, на котором он включен в список для голосования, имеет возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении территориальной комиссии по проведению референдума за 10 дней до дня референдума или участковой комиссии по проведению референдума - за один день до дня референдума. Комиссии по проведению референдума обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления гражданина, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса гражданина при установлении итогов голосования.

Если гражданин голосует досрочно в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся печать территориальной комиссии и подпись члена комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной комиссии по проведению референдума. На месте склейки конверта ставится печать территориальной комиссии и подпись члена комиссии с правом решающего голоса. Территориальная комиссия передает списки проголосовавших и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению референдума одновременно с выдачей бюллетеней для голосования. Секретарь участковой комиссии по проведению референдума или замещающий его член комиссии отмечает проголосовавших таким образом граждан в своем экземпляре списка, делая в соответствующей строке списка запись: "досрочное" и расписывается.

Если досрочное голосование проходит в помещении участковой комиссии по проведению референдума, на обороте выдаваемого бюллетеня ставятся печать участковой комиссии по проведению референдума и подпись члена комиссии. После заполнения бюллетеня он помещается в конверт, который заклеивается, а на месте склейки ставится печать участковой комиссии и подпись члена комиссии с правом решающего голоса.

На всех участках референдума голосование в день референдума проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее, чем за 10 дней до дня референдума.

В 8 часов утра в день проведения референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям все ящики для голосования, которые после этого опечатываются.

Затем председатель комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями граждан, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол. После этого председатель комиссии объявляет о начале голосования.

Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в список, в том числе включенным дополнительно, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Голосование за других лиц не допускается.

При получении бюллетеня для голосования на референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

Участковая комиссия по проведению референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков определяется территориальной комиссией по проведению референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения участка референдума, вносятся в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, в котором делается соответствующая отметка о голосовании. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно искажения его волеизъявления.

Бюллетени заполняются голосующим в помещении участка референдума в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой или территориальной комиссии по проведению референдума, или наблюдателем. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, получившего бюллетень.

Заполненные бюллетени опускаются гражданином в ящики для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.

В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется отдельный акт.


Статья 29. Подсчет голосов участковой комиссией по проведению референдума

Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии по проведению референдума, а также наблюдатели.

После объявления председателем участковой комиссии по проведению референдума об окончании времени голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется отдельный протокол.

На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, в том числе включенных дополнительно, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени. Эти данные заносятся в протокол.

После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале вскрываются переносные ящики и производится подсчет находившихся в них бюллетеней.

Количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать количества письменных подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума.

В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, признаются недействительными по решению участковой комиссии по проведению референдума.

Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.

На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе следующие данные:

1. Общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума (с учетом внесенных в список дополнительно).

2. Количество бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией по проведению референдума, с учетом бюллетеней проголосовавших досрочно в территориальной комиссии.

3. Количество погашенных бюллетеней.

4. Общее число бюллетеней, выданных гражданам, в том числе:

- на участке референдума в день голосования;

- голосовавшим досрочно;

- голосовавшим вне помещения участка референдума.

5. Количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках.

6. Количество бюллетеней, признанных действительными.

7. Количество бюллетеней, признанных недействительными.

8. Количество голосов, поданных за вопрос, внесенный на местный референдум.

9. Количество голосов, поданных против вопроса, внесенного на референдум.

Бюллетень признается действительным, если участник референдума при голосовании зачеркивает одно из слов: "за" или "против".

Недействительными признаются бюллетени, изготовленные не официально, без печати участковой или территориальной комиссий по проведению референдума и подписи члена соответствующей комиссии с правом решающего голоса, а также бюллетени, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе те, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. В случае сомнения в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия по проведению референдума.

Протокол по результатам голосования составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса. Член участковой комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую комиссию письменные жалобы и заявления о нарушениях настоящего Закона и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению референдума, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями и списками граждан, имеющих право на участие в референдуме, направляется в районную Управу, где хранится в течение двух месяцев, а затем уничтожается, если за это время результаты референдума не были опротестованы.

В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против каждого варианта.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому производится отдельно.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению референдума.


Статья 30. Установление результатов референдума

Территориальная комиссия по проведению референдума, получив протоколы от всех участковых комиссий по проведению референдума, производит общий подсчет голосов, поданных на соответствующей территории.

Территориальная комиссия по проведению референдума составляет протокол, в котором указываются следующие данные:

1) Количество участковых комиссий по проведению референдума на территории района.

2) Количество участковых комиссий по проведению референдума, представивших протоколы.

3) Общее число проживающих в районе граждан, имеющих право на участие в референдуме.

4) Общее число изготовленных для голосования бюллетеней.

5) Количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума.

6) Количество погашенных бюллетеней для голосования на участках референдума.

7) Количество бюллетеней для голосования, выданных гражданам, в том числе:

- на участках референдума в день голосования,

- голосовавшим досрочно,

- голосовавшим вне помещений участков референдума.

8) Количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках.

9) Количество бюллетеней для голосования, признанных действительными.

10) Количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными.

11) Количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум.

12) Количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.

В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты вопроса и число голосов, поданных против всех вариантов.

Если на голосование выносилось несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.

На основании полученных данных территориальная комиссия по проведению референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины жителей, имеющих право на участие в референдуме.

Число жителей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

Если референдум признается несостоявшимся, то референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через год.

Территориальная комиссия по проведению референдума признает решение принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Если на референдум выносились альтернативные варианты решения вопросов и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее, чем через год.

Территориальная комиссия по проведению референдума признает референдум недействительным, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан, принявших участие в голосовании.

Протокол составляется в двух экземплярах, каждый экземпляр подписывается всеми членами территориальной комиссии по проведению референдума. К первому экземпляру протокола прилагаются сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий на соответствующей территории, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Член территориальной комиссии по проведению референдума, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.

Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума с приложениями направляется в районное Собрание. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии (вместе с другими документами) хранится у секретаря территориальной комиссии.


Статья 31. Опубликование результатов голосования на референдуме

Принятое на референдуме решение и результаты голосования по району подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума в районе.

Территориальная комиссия по проведению референдума не позднее десяти дней со дня проведения референдума публикует данные протоколов всех участковых комиссий об итогах голосования на референдуме.

Итоги голосования по каждому участку референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума об итогах голосования, должны предоставляться любому гражданину, проживающему в районе, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Принятое на референдуме решение вступает в силу в день его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.


Статья 32. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории района и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Для реализации решения, принятого на референдуме, принимается решение районного Собрания или распоряжение главы районной Управы, которые обязаны в течение 15 дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Решения, принятые на референдуме, могут быть обжалованы в судебном порядке в случае противоречия настоящему Закону или нарушения законности при проведении референдума.


Статья 33. Консультативный референдум

Для выяснения мнения жителей района по важным вопросам районное Собрание вправе проводить консультативный референдум. Референдум назначается решением районного Собрания и проводится в соответствии с настоящим Законом. Решение, принятое на консультативном референдуме, не является обязательным, но может быть принято во внимание при издании правового акта.


Статья 34. Порядок хранения документов референдума

Документы комиссий по проведению референдума подлежат хранению в районной Управе в порядке, установленном Московской городской избирательной комиссией и настоящим Законом.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.