Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 27 марта 1997 г. N 25-09/6250 "О нарушениях налогового законодательства, выявленных при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций"

Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 27 марта 1997 г. N 25-09/6250
"О нарушениях налогового законодательства, выявленных при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций"


Государственная налоговая инспекция по г. Москве направляет для сведения и руководства обзор основных нарушений налогового законодательства Российской Федерации, выявленных Ревизионным Управлением при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций в 1996 г.


Первый заместитель
начальника инспекции
Государственный советник
налоговой службы II ранга

Л.Я.Сосихина


Обзор
основных нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе проведения комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций


Ревизионным Управлением Государственной налоговой инспекции по г. Москве в 1996 г. проведено 7 комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций г. Москвы.

Проверки осуществлялись в соответствии с Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 марта 1996 г. N ВГ-3-17/18 "Об утверждении указаний о порядке проведения комплексных проверок работы государственных налоговых инспекций".

В 1996 г. Ревизионным Управлением Государственной налоговой инспекции по г. Москве проведено 34 документальные повторные выборочные проверки актов проверок, составленных территориальными Государственными налоговыми инспекциями и решений, принятых на их основе.

По результатам проведенных повторных выборочных проверок дополнительно начислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 2.0 млрд. руб., в том числе по налогу на прибыль в сумме 1.5 млрд. руб., налогу на добавленную стоимость в сумме 0,1 млрд. руб., налогам, поступающим в дорожные фонды в сумме 0,3 млрд. руб., прочим налогам в сумме 0.1 млрд. руб.

Проведенными повторными выборочными проверками выявлены основные типы нарушений налогового законодательства:

- несоблюдение порядка формирования себестоимости реализуемых товаров (работ, услуг);

- несоблюдение порядка формирования налогооблагаемой базы по видам налогов и сборов;

- ведение (неведение) бухгалтерского учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка.

Проведенными проверками установлено низкое качество оформления актов проверок и решений, принятых на их основе, в частности: в актах проверок не указывался проверенный период, не отражался тип проверки (сплошная или выборочная), при проведении выборочных проверок не указывался проверенный период.

Установлены случаи, когда в поручениях указывались виды налогов, подлежащие проверке, а в актах отражался результат проверки только одного или двух видов налогов из указанных, при этом результат проверки других видов налогов не отражался.

Наряду с документальными повторными выборочными проверками, проводились и камеральные повторные проверки расчетов (деклараций) налоговых и иных платежей.

По результатам камеральных повторных проверок дополнительно начислены платежи по всем видам налогов и сборов в сумме 21.2 млрд. руб. (1056 случаев), в том числе и ошибки, допущенные отделами учета и отчетности территориальных Государственных налоговых инспекций.

По налогу на прибыль произведены дополнительные начисления в сумме 15.4 млрд. руб., местным налогам в сумме 0.8 млрд. руб., НДС и СН в сумме 0.7 млрд. руб., плате за землю в сумме 0.1 млрд. руб.

Основная доля начислений налога на прибыль приходится на территориальные налоговые инспекции N 1 (7.8 млрд. руб.), N 24 (3.1 млрд. руб.), N 22 (2.1 млрд. руб.), местных налогов в территориальных налоговых инспекциях N 1 (0,4 млрд. руб.), N 28 (0.07 млрд. руб.), N 16 (0.05 млрд. руб.), налога на добавленную стоимость и специального налога в территориальных налоговых инспекциях N 1 (0.3 млрд. руб.), N 24 (0.2 млрд. руб.), N 22 (0.08 млрд. руб.), платы за землю в территориальных налоговых инспекциях N 22 (0.06 млрд. руб.), N 1 (0.05 млрд. руб.).

Допущены ошибки в применении финансовых санкций при принятии решений по актам документальных проверок - сумма неисчисленных и не взысканных финансовых санкций составила 0.3 млрд. руб.

В ряде территориальных налоговых инспекциях слабо организована работа по ведению оперативно-бухгалтерского учета налоговых и иных платежей - установлены случаи отсутствия начислений в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм налогов, причитаювшхся в бюджет по прошедшим срокам уплаты на сумму 3.8 млрд. руб.

Проведенными повторными камеральными проверками расчетов выявлены типовые нарушения

по налогу на прибыль:

- инспекциями слабо осуществлялся контроль за правильностью исчисления плательщиками сумм валовой и налогооблагаемой прибыли, отраженных в расчетах сумм налога;

- допускались случаи уменьшения сумм валовой прибыли на величину отчислений в резервные фонды, при их фактическом неисчислении плательщиком (по данным баланса);

- при исчислении облагаемой прибыли инспекции не учитывали предельные размеры отчислений в резервный и другие фонды, исключаемые из валовой прибыли;

- сумма налогооблагаемой прибыли уменьшалась на сумму средств, направленных на финансирование капитальных вложений, без представления в налоговый орган расшифровки затрат по этим вложениям. Выявлены многочисленные арифметические ошибки в расшифровках затрат;

- сумма налогооблагаемой прибыли уменьшалась на сумму средств, направленных на финансирование капитальных вложений, при этом в состав затрат включались авансовые платежи по долевому участию в строительстве (п. 4.10.22 инструкции N 185 "О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству");

- допускались случаи приема уточненных справок об авансовых платежах налога на прибыль позднее 20-ти дневного срока и их проводка в лицевых счетах налогоплательщиков;

- допускались ошибки в исчислении сумм дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за отчетный период;

- производилось уменьшение платежей из бюджета за отчетный период в размерах, превышающих фактически внесенные авансовые платежи налога на прибыль;

- не осуществлялся утвержденный инструкцией порядок приема расчетов налога на прибыль: не проставлялась отметка о дате приема расчета, заверенная подписью инспектора, отметка о дате приема уточненной справки об авансовых платежах налога на прибыль; не заполнялись реквизиты по графе "по данным налоговой службы".

по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу:

- не осуществлялся контроль за достоверностью представленной плательщиками информации о размерах оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС и СН: оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, превышал оборот, облагаемый специальным налогом или был ниже оборота, облагаемого специальным налогом;

- не осуществлялся контроль за правильностью применения ставок налога на добавленную стоимость и специального налога;

- производилось уменьшение сумм НДС и СН, причитавшихся к уплате в бюджет, на суммы НДС и СН:

по приобретенным, но неоплаченным товарно-материальным ценностям;

- уплаченных таможенным органам по импортируемым товарам, при этом НДС и СН полученный от реализации таких товаров занижался;

по приобретенным товарно-материальным ценностям, но не списанным на издержки производства в отчетном периоде;

- не принимались меры по контролю за правильностью исчисления сумм СН, отнесенного на уменьшение расчетов с бюджетом, за поставленные товарно-материальные ценности и не возмещенные (не зачтенные) в установленном порядке по состоянию на 01 января 1996 г. (телеграмма МФ и ГНС РФ от 11.01.96 N 04-03-02/ПВ-6-03/16);

- производилось уменьшение сумм НДС и СН, причитавшихся к уплате в бюджет, на суммы НДС и СН по товарам, использованным на производство продукции освобожденной от НДС и СН;

- не производилось привлечение к исчислению и уплате сумм НДС и СН при наличии облагаемых оборотов (документальные проверки не проводились);

- производилось уменьшение сумм НДС и СН, причитающихся к уплате в бюджет, на суммы НДС и СН, исчисленных от сумм полученных за предыдущий отчетный период авансов, при их фактическом неисчислении и неуплате в бюджет (по данным предыдущих налоговых деклараций);

- не осуществлялся утвержденный инструкцией порядок приема расчетов (деклараций) по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу: не проставлялась отметка о дате приема расчета, заверенная подписью инспектора.

по плате за землю:

- необоснованно предоставлялись и исчислялись льготы по плате за землю;

- неправильно применялись ставки платы за землю, действовавших в отчетных периодах;

- производилось исчисление сумм платы за землю с момента получения свидетельства, а не в целом за отчетный период;

- не осуществлялся контроль за правильностью отражения в расчетах размера (площади) земельных участков, переданных в пользование налогоплательщикам.

по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы:

- слабо организована работа по контролю за достоверностью отраженного в форме расчета налога облагаемого оборота по сравнению с другими формами отчетности, в которых отражен аналогичный показатель (выручка от реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации страховых услуг);

- не осуществлялся контроль за правильностью определения сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в части его уменьшения на сумму фактических затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, без учета нормируемой величины этих расходов;

- производилось уменьшение сумм налога, причитавшегося в бюджет, на суммы фактических и начисленных расходов (в пределах нормативов), но относящихся к последующим отчетным периодам;

- исчисление сумм налога производилось без учета даты введения в действие Закона г. Москвы от 16 марта 1994 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".

по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц:

- слабо организована работа по контролю за достоверностью отраженного в форме расчета налога облагаемого оборота по сравнению с другими формами отчетности, в которых отражен аналогичный показатель;

- исчисление сумм сбора производилось без учета даты введения в действие Закона г. Москвы от 16 марта 1994 г. N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц".

по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения:

- допускались случаи завышения (занижения) ставок налога с оценочной стоимости имущества из-за неправильного определения степени родства граждан, получивших имущество в порядке наследования или дарения;

- не производилось начисление пени за несвоевременную уплату в доход бюджета сумм налога с имущества, перешедшего в порядке наследования или дарения;

- ослаблен контроль за работой нотариусов, оформлявших документы на право наследования или дарения, в части соблюдения сроков передачи документов в налоговые органы и правильному оформлению всех необходимых реквизитов документов, подтверждающих право на объекты наследства или дарения.

правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанного из заработков граждан подоходного налога:

- не производилось начисление пени за несвоевременное перечисление в доход бюджета сумм удержанного подоходного налога;

- в актах проверок не указывались сроки перечисления в бюджет сумм удержанного подоходного налога;

- не указывались конкретные статьи Закона или инструкции при установлении фактов нарушения налогового законодательства;

- слабо осуществлялся контроль за работой физических лиц, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в части организации проверок на местах занятий предпринимательской деятельностью;

- практически не проводились проверки на местах осуществления предпринимательской деятельности после ее официального прекращения;

правильности исчисления и уплаты Государственной пошлины:

- не соблюдалась установленная 2-х годичная периодичность проведения проверок организаций, осуществлявших свою деятельность на основе уплаты Госпошлины (ЗАГСы, народные (межмуниципальные) суды, гостиницы, нотариальные конторы, регистрационные палаты);

- в актах проверок народных (межмуниципальных) судов, осуществлявших свою деятельность на основе уплаты Госпошлины, не отражались результаты проверок:

взыскания госпошлины при подаче исковых заявлений;

состояния дел по учету госпошлины, подлежащей взысканию в бюджет по решениям суда и исполнительным документам;

полноты и своевременности уплаты госпошлины;

принятия к производству дел, не оплаченных госпошлиной;

сохранности платежных документов, подтверждающих уплату госпошлины;

не составлялись списки дел, находящихся в производстве и подлежащих проверке при составлении следующего акта проверки;

гражданских дел, вытекающих из уголовных дел, которые принимаются судами к рассмотрению без уплаты госпошлины;

- в актах проверок нотариальных контор (частных нотариусов) не отражается результат проверки обоснованности освобождения от уплаты госпошлины.

по конфискованному (бесхозяйному) имуществу и имуществу, перешедшего по праву наследования к Государству, и кладов, а также книг учета актов описи и оценки имущества:

- записи в книгах учета актов описи и оценки имущества осуществлялись с нарушениями требований инструкции N 26 (не заполнялись отдельные графы, смысловая нагрузка произведенных записей не соответствовала наименованию заполненной графы);

- записи имели неоговоренные исправления или велись в карандаше, подчистки и помарки, исправление записей производилось при помощи "штриха";

- отдельные, представленные к проверке книги учета актов описи и оценки имущества, не пронумерованы, не прошнурованы и не скреплены подписью руководителя и печатью налогового органа.

Проведенными камеральными проверками актов проверок соблюдения налогового законодательства и принятых по ним решений выявлены нарушения в порядке исчисления финансовых санкций за допущенные нарушения налогового законодательства Российской Федерации:

- не производилось исчисление и взыскание финансовых санкций в размере 10 процентов за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее занижение (сокрытие) объекта налогообложения за проверяемый период;

- допускались случаи исчисления и взыскания финансовых санкций в размере 10 процентов от сумм, иных чем прибыль (доход), сокрытых (неучтенных) налоговых платежей;

при изменении в отчетных периодах ставок налога на прибыль не производилось распределение сумм сокрытой (заниженной) прибыли по отчетным периодам в целях правильного исчисления сумм финансовых санкций в размере 10 процентов от сумм налога;

- не производилось распределение сумм сокрытых (заниженных или неучтенных) платежей по отчетным периодам в целях правильного применения финансовых санкций за несвоевременное перечисление платежей в бюджет (пени);

- допускались случаи невключения в решение по акту проверки всех сумм сокрытых (заниженных или неучтенных) налоговых платежей, которые были отражены в акте проверки;

- допускались случаи арифметических ошибок при вынесении решений по актам документальных проверок;

- имели место случаи исчисления и взыскания финансовых санкций в доход бюджета по налогу на приобретение автотранспортных средств за 1992 г. при отсутствии законодательно установленного порядка представления в налоговый орган расчетов сумм налогов;

- не применялись в отдельных случаях финансовые санкции в полном объеме за непредставление в налоговый орган расчетов по видам налоговых платежей, при условии внесения плательщиком сумм налога в доход бюджета (в ряде случаев применялись финансовые санкции в размере 10 процентов за непредставление расчетов налоговых платежей). Если плательщик не выполнил обязанность по представлению в налоговый орган расчета по конкретному виду налога, то такой налог считается "сокрытым или неучтенным", даже при условии его внесения в бюджет в полном объеме. Сроки и порядок представления расчетов в налоговый орган определены соответствующими инструкциями по видам налогов, а его начисление в карточке лицевого счета - инструкцией ГНС РФ N 26;

- имели место случаи исчисления финансовых санкций без учета требований Указа Президента Российской Федерации "О проведении налоговой амнистии в 1993 г." при том условии, что проверка проводилась за период до 1994 года, а решение по проверке принималось до 25 июля 1995 года. Данное нарушение квалифицируется как "потери бюджета";

- при установлении фактов сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) допускались случаи неисчисления и не взыскания финансовых санкций по другим видам налоговых платежей, имеющих аналогичную налогооблагаемую базу;

- допускались случаи исчисления и взыскания финансовых санкций в размере сокрытой (заниженной) прибыли и штрафа в размере 100 процентов при установлении факта реализации товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости. Следовало расчетным путем исчислить сумму налога на прибыль и взыскать штраф в размере 100 процентов суммы налога.

- при установлении фактов неправомерного пользования льготами по налогу на прибыль не производился перерасчет сумм дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых платежей налога на прибыль, скорректированных на учетную ставку ЦБ Российской Федерации;

- допускались случаи исчисления сумм дополнительных платежей налога на прибыль от сумм сокрытой (заниженной) прибыли, а не от суммы налога на прибыль, при этом следует учитывать, что сумма налога на прибыль, как объект для исчисления дополнительных платежей, будет отражена в отчетности предприятия только после внесения исправительных бухгалтерских проводок;

- выявлен ряд случаев исчисления и взыскания финансовых санкций в размере сокрытой (заниженной) прибыли и штрафа в размере 100 процентов, при установлении фактов списания на финансовые результаты предприятий и организаций сумм налоговых платежей, относимых в установленном порядке на финансовые результаты, исчисленных в повышенном размере;

- допускались случаи исчисления и взыскания финансовых санкций за сокрытие (занижение) налогооблагаемой прибыли при наличии у проверяемого предприятия балансового убытка. Финансовые санкции следовало исчислять только в той сумме, которая превышает балансовый убыток;

- при вынесении решений по актам документальных проверок допускалось исчисление и взыскание сумм налога на прибыль, исчисленного от суммы сокрытой (заниженной) прибыли;

- при установлении фактов занижения налогооблагаемой прибыли в одном отчетном периоде и внесении плательщиком изменений в расчет по налогу на прибыль инспекциями не производилось исчисление пени за несвоевременное перечисление сумм налога в доход бюджета;

- в актах документальных проверок и принятых на их основе решениях неверно указывались формулировки составов налоговых правонарушений и их квалификация: "доначисленный налог на добавленную стоимость", сокрытый налог на добавленную стоимость", "пени за несвоевременные расчеты с бюджетом по НДС и СН", "занижение налога на доходы иностранных юридических лиц", "... несет ответственность в виде взыскания: - суммы заниженной прибыли, суммы штрафа 100 процентов, 10 процентов сумм неуплаченного налога", "взыскать штраф 10 процентов за нарушение в ведении бухгалтерского учета", "взыскать штраф в размере 10 процентов".

Проведеными проверками организации делопроизводства по делам об административных правонарушениях установлены нарушения:

- неправильно оформлены журналы учета дел об административных правонарушениях (отсутствуют необходимые реквизиты - номера протоколов и постановлений, не указаны составы административных правонарушений, журналы не прошиты и не пронумерованы, не скреплены подписью руководителя и печатью инспекции);

- при вынесении постановлений и составлении протоколов за несвоевременное представление квартальной или годовой отчетности, не указывался период времени, за который эта отчетность представлялась. Следовало применять формулировку состава правонарушения "несвоевременное представление отчетности (расчетов) за _____ квартал (год), представлено ____, по сроку не позднее _____";

- не заполнялись соответствующие реквизиты постановлений и протоколов (не указывалось, подвергалось ли ранее к административной ответственности физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности; не указывались реквизиты нарушителей; не указывался состав административного правонарушения - нарушения налогового законодательства; в ряде протоколов отсутствуют подписи нарушителей за разъяснение им требований ст. 247 КоАП РСФСР);

ГАРАНТ:

См. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)


- допускались случаи прекращения производством административных дел без вынесения мотивированного постановления;

- допускались случаи рассмотрения административных дел в отсутствие нарушителей;

- выявлены случаи составления одного протокола за два (и более) состава административного правонарушения - нарушения налогового законодательства;

- установлены случаи уплаты административных штрафов с расчетных счетов предприятий и организаций;

- исчисление размеров штрафов производилось не в соответствии с размером минимальной месячной оплаты труда.

Проведенными проверками организации оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей установлены нарушения:

- инспекциями ослаблена работа по выставлению инкассовых поручений на списание в бесспорном порядке сумм налоговых и иных платежей;

- при осуществлении разноски в лицевые счета плательщиков сумм начисленных и уплаченных в бюджет налоговых и иных платежей допускались ошибки, влекущие изменение сальдо расчетов плательщика с бюджетом - начисленные суммы завышались или занижались; суммы платежей, указанные в расчете, не соответствовали суммам, отраженным в лицевом счете;

- допускались случаи отражения конкретных сумм поступивших налоговых платежей на параграфах бюджетной классификации, не предназначенных для учета данных платежей;

- проверкой выявлены несоответствия между данных реестров ф. N 25 сводного учета поступающих в бюджет сумм, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат, и справками о доходах, поступивших в соответствующие бюджеты;

- не оформлялись зачеты (ф. N 21) излишне поступивших сумм платежей (переплаты) в счет погашения недоимки по другим видам платежей того же плательщика.


Начальник Ревизионного Управления
советник налоговой службы 1 ранга

С.Н.Сазонов



Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 27 марта 1997 г. N 25-09/6250 "О нарушениях налогового законодательства, выявленных при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.