Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 27 марта 1997 г. N 25-09/6250 "О нарушениях налогового законодательства, выявленных при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций"

Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 27 марта 1997 г. N 25-09/6250
"О нарушениях налогового законодательства, выявленных при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций"


Государственная налоговая инспекция по г. Москве направляет для сведения и руководства обзор основных нарушений налогового законодательства Российской Федерации, выявленных Ревизионным Управлением при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций в 1996 г.


Первый заместитель
начальника инспекции
Государственный советник
налоговой службы II ранга

Л.Я.Сосихина


Обзор
основных нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе проведения комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций


Ревизионным Управлением Государственной налоговой инспекции по г. Москве в 1996 г. проведено 7 комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций г. Москвы.

Проверки осуществлялись в соответствии с Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 марта 1996 г. N ВГ-3-17/18 "Об утверждении указаний о порядке проведения комплексных проверок работы государственных налоговых инспекций".

В 1996 г. Ревизионным Управлением Государственной налоговой инспекции по г. Москве проведено 34 документальные повторные выборочные проверки актов проверок, составленных территориальными Государственными налоговыми инспекциями и решений, принятых на их основе.

По результатам проведенных повторных выборочных проверок дополнительно начислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 2.0 млрд. руб., в том числе по налогу на прибыль в сумме 1.5 млрд. руб., налогу на добавленную стоимость в сумме 0,1 млрд. руб., налогам, поступающим в дорожные фонды в сумме 0,3 млрд. руб., прочим налогам в сумме 0.1 млрд. руб.

Проведенными повторными выборочными проверками выявлены основные типы нарушений налогового законодательства:

- несоблюдение порядка формирования себестоимости реализуемых товаров (работ, услуг);

- несоблюдение порядка формирования налогооблагаемой базы по видам налогов и сборов;

- ведение (неведение) бухгалтерского учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка.

Проведенными проверками установлено низкое качество оформления актов проверок и решений, принятых на их основе, в частности: в актах проверок не указывался проверенный период, не отражался тип проверки (сплошная или выборочная), при проведении выборочных проверок не указывался проверенный период.

Установлены случаи, когда в поручениях указывались виды налогов, подлежащие проверке, а в актах отражался результат проверки только одного или двух видов налогов из указанных, при этом результат проверки других видов налогов не отражался.

Наряду с документальными повторными выборочными проверками, проводились и камеральные повторные проверки расчетов (деклараций) налоговых и иных платежей.

По результатам камеральных повторных проверок дополнительно начислены платежи по всем видам налогов и сборов в сумме 21.2 млрд. руб. (1056 случаев), в том числе и ошибки, допущенные отделами учета и отчетности территориальных Государственных налоговых инспекций.

По налогу на прибыль произведены дополнительные начисления в сумме 15.4 млрд. руб., местным налогам в сумме 0.8 млрд. руб., НДС и СН в сумме 0.7 млрд. руб., плате за землю в сумме 0.1 млрд. руб.

Основная доля начислений налога на прибыль приходится на территориальные налоговые инспекции N 1 (7.8 млрд. руб.), N 24 (3.1 млрд. руб.), N 22 (2.1 млрд. руб.), местных налогов в территориальных налоговых инспекциях N 1 (0,4 млрд. руб.), N 28 (0.07 млрд. руб.), N 16 (0.05 млрд. руб.), налога на добавленную стоимость и специального налога в территориальных налоговых инспекциях N 1 (0.3 млрд. руб.), N 24 (0.2 млрд. руб.), N 22 (0.08 млрд. руб.), платы за землю в территориальных налоговых инспекциях N 22 (0.06 млрд. руб.), N 1 (0.05 млрд. руб.).

Допущены ошибки в применении финансовых санкций при принятии решений по актам документальных проверок - сумма неисчисленных и не взысканных финансовых санкций составила 0.3 млрд. руб.

В ряде территориальных налоговых инспекциях слабо организована работа по ведению оперативно-бухгалтерского учета налоговых и иных платежей - установлены случаи отсутствия начислений в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм налогов, причитаювшхся в бюджет по прошедшим срокам уплаты на сумму 3.8 млрд. руб.

Проведенными повторными камеральными проверками расчетов выявлены типовые нарушения

по налогу на прибыль:

- инспекциями слабо осуществлялся контроль за правильностью исчисления плательщиками сумм валовой и налогооблагаемой прибыли, отраженных в расчетах сумм налога;

- допускались случаи уменьшения сумм валовой прибыли на величину отчислений в резервные фонды, при их фактическом неисчислении плательщиком (по данным баланса);

- при исчислении облагаемой прибыли инспекции не учитывали предельные размеры отчислений в резервный и другие фонды, исключаемые из валовой прибыли;

- сумма налогооблагаемой прибыли уменьшалась на сумму средств, направленных на финансирование капитальных вложений, без представления в налоговый орган расшифровки затрат по этим вложениям. Выявлены многочисленные арифметические ошибки в расшифровках затрат;

- сумма налогооблагаемой прибыли уменьшалась на сумму средств, направленных на финансирование капитальных вложений, при этом в состав затрат включались авансовые платежи по долевому участию в строительстве (п. 4.10.22 инструкции N 185 "О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству");

- допускались случаи приема уточненных справок об авансовых платежах налога на прибыль позднее 20-ти дневного срока и их проводка в лицевых счетах налогоплательщиков;

- допускались ошибки в исчислении сумм дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за отчетный период;

- производилось уменьшение платежей из бюджета за отчетный период в размерах, превышающих фактически внесенные авансовые платежи налога на прибыль;

- не осуществлялся утвержденный инструкцией порядок приема расчетов налога на прибыль: не проставлялась отметка о дате приема расчета, заверенная подписью инспектора, отметка о дате приема уточненной справки об авансовых платежах налога на прибыль; не заполнялись реквизиты по графе "по данным налоговой службы".

по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу:

- не осуществлялся контроль за достоверностью представленной плательщиками информации о размерах оборотов по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС и СН: оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, превышал оборот, облагаемый специальным налогом или был ниже оборота, облагаемого специальным налогом;

- не осуществлялся контроль за правильностью применения ставок налога на добавленную стоимость и специального налога;

- производилось уменьшение сумм НДС и СН, причитавшихся к уплате в бюджет, на суммы НДС и СН:

по приобретенным, но неоплаченным товарно-материальным ценностям;

- уплаченных таможенным органам по импортируемым товарам, при этом НДС и СН полученный от реализации таких товаров занижался;

по приобретенным товарно-материальным ценностям, но не списанным на издержки производства в отчетном периоде;

- не принимались меры по контролю за правильностью исчисления сумм СН, отнесенного на уменьшение расчетов с бюджетом, за поставленные товарно-материальные ценности и не возмещенные (не зачтенные) в установленном порядке по состоянию на 01 января 1996 г. (телеграмма МФ и ГНС РФ от 11.01.96 N 04-03-02/ПВ-6-03/16);

- производилось уменьшение сумм НДС и СН, причитавшихся к уплате в бюджет, на суммы НДС и СН по товарам, использованным на производство продукции освобожденной от НДС и СН;

- не производилось привлечение к исчислению и уплате сумм НДС и СН при наличии облагаемых оборотов (документальные проверки не проводились);

- производилось уменьшение сумм НДС и СН, причитающихся к уплате в бюджет, на суммы НДС и СН, исчисленных от сумм полученных за предыдущий отчетный период авансов, при их фактическом неисчислении и неуплате в бюджет (по данным предыдущих налоговых деклараций);

- не осуществлялся утвержденный инструкцией порядок приема расчетов (деклараций) по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу: не проставлялась отметка о дате приема расчета, заверенная подписью инспектора.

по плате за землю:

- необоснованно предоставлялись и исчислялись льготы по плате за землю;

- неправильно применялись ставки платы за землю, действовавших в отчетных периодах;

- производилось исчисление сумм платы за землю с момента получения свидетельства, а не в целом за отчетный период;

- не осуществлялся контроль за правильностью отражения в расчетах размера (площади) земельных участков, переданных в пользование налогоплательщикам.

по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы:

- слабо организована работа по контролю за достоверностью отраженного в форме расчета налога облагаемого оборота по сравнению с другими формами отчетности, в которых отражен аналогичный показатель (выручка от реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации страховых услуг);

- не осуществлялся контроль за правильностью определения сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в части его уменьшения на сумму фактических затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, без учета нормируемой величины этих расходов;

- производилось уменьшение сумм налога, причитавшегося в бюджет, на суммы фактических и начисленных расходов (в пределах нормативов), но относящихся к последующим отчетным периодам;

- исчисление сумм налога производилось без учета даты введения в действие Закона г. Москвы от 16 марта 1994 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".

по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц:

- слабо организована работа по контролю за достоверностью отраженного в форме расчета налога облагаемого оборота по сравнению с другими формами отчетности, в которых отражен аналогичный показатель;

- исчисление сумм сбора производилось без учета даты введения в действие Закона г. Москвы от 16 марта 1994 г. N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц".

по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения:

- допускались случаи завышения (занижения) ставок налога с оценочной стоимости имущества из-за неправильного определения степени родства граждан, получивших имущество в порядке наследования или дарения;

- не производилось начисление пени за несвоевременную уплату в доход бюджета сумм налога с имущества, перешедшего в порядке наследования или дарения;

- ослаблен контроль за работой нотариусов, оформлявших документы на право наследования или дарения, в части соблюдения сроков передачи документов в налоговые органы и правильному оформлению всех необходимых реквизитов документов, подтверждающих право на объекты наследства или дарения.

правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанного из заработков граждан подоходного налога:

- не производилось начисление пени за несвоевременное перечисление в доход бюджета сумм удержанного подоходного налога;

- в актах проверок не указывались сроки перечисления в бюджет сумм удержанного подоходного налога;

- не указывались конкретные статьи Закона или инструкции при установлении фактов нарушения налогового законодательства;

- слабо осуществлялся контроль за работой физических лиц, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в части организации проверок на местах занятий предпринимательской деятельностью;

- практически не проводились проверки на местах осуществления предпринимательской деятельности после ее официального прекращения;

правильности исчисления и уплаты Государственной пошлины:

- не соблюдалась установленная 2-х годичная периодичность проведения проверок организаций, осуществлявших свою деятельность на основе уплаты Госпошлины (ЗАГСы, народные (межмуниципальные) суды, гостиницы, нотариальные конторы, регистрационные палаты);

- в актах проверок народных (межмуниципальных) судов, осуществлявших свою деятельность на основе уплаты Госпошлины, не отражались результаты проверок:

взыскания госпошлины при подаче исковых заявлений;

состояния дел по учету госпошлины, подлежащей взысканию в бюджет по решениям суда и исполнительным документам;

полноты и своевременности уплаты госпошлины;

принятия к производству дел, не оплаченных госпошлиной;

сохранности платежных документов, подтверждающих уплату госпошлины;

не составлялись списки дел, находящихся в производстве и подлежащих проверке при составлении следующего акта проверки;

гражданских дел, вытекающих из уголовных дел, которые принимаются судами к рассмотрению без уплаты госпошлины;

- в актах проверок нотариальных контор (частных нотариусов) не отражается результат проверки обоснованности освобождения от уплаты госпошлины.

по конфискованному (бесхозяйному) имуществу и имуществу, перешедшего по праву наследования к Государству, и кладов, а также книг учета актов описи и оценки имущества:

- записи в книгах учета актов описи и оценки имущества осуществлялись с нарушениями требований инструкции N 26 (не заполнялись отдельные графы, смысловая нагрузка произведенных записей не соответствовала наименованию заполненной графы);

- записи имели неоговоренные исправления или велись в карандаше, подчистки и помарки, исправление записей производилось при помощи "штриха";

- отдельные, представленные к проверке книги учета актов описи и оценки имущества, не пронумерованы, не прошнурованы и не скреплены подписью руководителя и печатью налогового органа.

Проведенными камеральными проверками актов проверок соблюдения налогового законодательства и принятых по ним решений выявлены нарушения в порядке исчисления финансовых санкций за допущенные нарушения налогового законодательства Российской Федерации:

- не производилось исчисление и взыскание финансовых санкций в размере 10 процентов за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее занижение (сокрытие) объекта налогообложения за проверяемый период;

- допускались случаи исчисления и взыскания финансовых санкций в размере 10 процентов от сумм, иных чем прибыль (доход), сокрытых (неучтенных) налоговых платежей;

при изменении в отчетных периодах ставок налога на прибыль не производилось распределение сумм сокрытой (заниженной) прибыли по отчетным периодам в целях правильного исчисления сумм финансовых санкций в размере 10 процентов от сумм налога;

- не производилось распределение сумм сокрытых (заниженных или неучтенных) платежей по отчетным периодам в целях правильного применения финансовых санкций за несвоевременное перечисление платежей в бюджет (пени);

- допускались случаи невключения в решение по акту проверки всех сумм сокрытых (заниженных или неучтенных) налоговых платежей, которые были отражены в акте проверки;

- допускались случаи арифметических ошибок при вынесении решений по актам документальных проверок;

- имели место случаи исчисления и взыскания финансовых санкций в доход бюджета по налогу на приобретение автотранспортных средств за 1992 г. при отсутствии законодательно установленного порядка представления в налоговый орган расчетов сумм налогов;

- не применялись в отдельных случаях финансовые санкции в полном объеме за непредставление в налоговый орган расчетов по видам налоговых платежей, при условии внесения плательщиком сумм налога в доход бюджета (в ряде случаев применялись финансовые санкции в размере 10 процентов за непредставление расчетов налоговых платежей). Если плательщик не выполнил обязанность по представлению в налоговый орган расчета по конкретному виду налога, то такой налог считается "сокрытым или неучтенным", даже при условии его внесения в бюджет в полном объеме. Сроки и порядок представления расчетов в налоговый орган определены соответствующими инструкциями по видам налогов, а его начисление в карточке лицевого счета - инструкцией ГНС РФ N 26;

- имели место случаи исчисления финансовых санкций без учета требований Указа Президента Российской Федерации "О проведении налоговой амнистии в 1993 г." при том условии, что проверка проводилась за период до 1994 года, а решение по проверке принималось до 25 июля 1995 года. Данное нарушение квалифицируется как "потери бюджета";

- при установлении фактов сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) допускались случаи неисчисления и не взыскания финансовых санкций по другим видам налоговых платежей, имеющих аналогичную налогооблагаемую базу;

- допускались случаи исчисления и взыскания финансовых санкций в размере сокрытой (заниженной) прибыли и штрафа в размере 100 процентов при установлении факта реализации товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости. Следовало расчетным путем исчислить сумму налога на прибыль и взыскать штраф в размере 100 процентов суммы налога.

- при установлении фактов неправомерного пользования льготами по налогу на прибыль не производился перерасчет сумм дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых платежей налога на прибыль, скорректированных на учетную ставку ЦБ Российской Федерации;

- допускались случаи исчисления сумм дополнительных платежей налога на прибыль от сумм сокрытой (заниженной) прибыли, а не от суммы налога на прибыль, при этом следует учитывать, что сумма налога на прибыль, как объект для исчисления дополнительных платежей, будет отражена в отчетности предприятия только после внесения исправительных бухгалтерских проводок;

- выявлен ряд случаев исчисления и взыскания финансовых санкций в размере сокрытой (заниженной) прибыли и штрафа в размере 100 процентов, при установлении фактов списания на финансовые результаты предприятий и организаций сумм налоговых платежей, относимых в установленном порядке на финансовые результаты, исчисленных в повышенном размере;

- допускались случаи исчисления и взыскания финансовых санкций за сокрытие (занижение) налогооблагаемой прибыли при наличии у проверяемого предприятия балансового убытка. Финансовые санкции следовало исчислять только в той сумме, которая превышает балансовый убыток;

- при вынесении решений по актам документальных проверок допускалось исчисление и взыскание сумм налога на прибыль, исчисленного от суммы сокрытой (заниженной) прибыли;

- при установлении фактов занижения налогооблагаемой прибыли в одном отчетном периоде и внесении плательщиком изменений в расчет по налогу на прибыль инспекциями не производилось исчисление пени за несвоевременное перечисление сумм налога в доход бюджета;

- в актах документальных проверок и принятых на их основе решениях неверно указывались формулировки составов налоговых правонарушений и их квалификация: "доначисленный налог на добавленную стоимость", сокрытый налог на добавленную стоимость", "пени за несвоевременные расчеты с бюджетом по НДС и СН", "занижение налога на доходы иностранных юридических лиц", "... несет ответственность в виде взыскания: - суммы заниженной прибыли, суммы штрафа 100 процентов, 10 процентов сумм неуплаченного налога", "взыскать штраф 10 процентов за нарушение в ведении бухгалтерского учета", "взыскать штраф в размере 10 процентов".

Проведеными проверками организации делопроизводства по делам об административных правонарушениях установлены нарушения:

- неправильно оформлены журналы учета дел об административных правонарушениях (отсутствуют необходимые реквизиты - номера протоколов и постановлений, не указаны составы административных правонарушений, журналы не прошиты и не пронумерованы, не скреплены подписью руководителя и печатью инспекции);

- при вынесении постановлений и составлении протоколов за несвоевременное представление квартальной или годовой отчетности, не указывался период времени, за который эта отчетность представлялась. Следовало применять формулировку состава правонарушения "несвоевременное представление отчетности (расчетов) за _____ квартал (год), представлено ____, по сроку не позднее _____";

- не заполнялись соответствующие реквизиты постановлений и протоколов (не указывалось, подвергалось ли ранее к административной ответственности физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности; не указывались реквизиты нарушителей; не указывался состав административного правонарушения - нарушения налогового законодательства; в ряде протоколов отсутствуют подписи нарушителей за разъяснение им требований ст. 247 КоАП РСФСР);

ГАРАНТ:

См. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)


- допускались случаи прекращения производством административных дел без вынесения мотивированного постановления;

- допускались случаи рассмотрения административных дел в отсутствие нарушителей;

- выявлены случаи составления одного протокола за два (и более) состава административного правонарушения - нарушения налогового законодательства;

- установлены случаи уплаты административных штрафов с расчетных счетов предприятий и организаций;

- исчисление размеров штрафов производилось не в соответствии с размером минимальной месячной оплаты труда.

Проведенными проверками организации оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей установлены нарушения:

- инспекциями ослаблена работа по выставлению инкассовых поручений на списание в бесспорном порядке сумм налоговых и иных платежей;

- при осуществлении разноски в лицевые счета плательщиков сумм начисленных и уплаченных в бюджет налоговых и иных платежей допускались ошибки, влекущие изменение сальдо расчетов плательщика с бюджетом - начисленные суммы завышались или занижались; суммы платежей, указанные в расчете, не соответствовали суммам, отраженным в лицевом счете;

- допускались случаи отражения конкретных сумм поступивших налоговых платежей на параграфах бюджетной классификации, не предназначенных для учета данных платежей;

- проверкой выявлены несоответствия между данных реестров ф. N 25 сводного учета поступающих в бюджет сумм, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат, и справками о доходах, поступивших в соответствующие бюджеты;

- не оформлялись зачеты (ф. N 21) излишне поступивших сумм платежей (переплаты) в счет погашения недоимки по другим видам платежей того же плательщика.


Начальник Ревизионного Управления
советник налоговой службы 1 ранга

С.Н.Сазонов



Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 27 марта 1997 г. N 25-09/6250 "О нарушениях налогового законодательства, выявленных при проведении комплексных проверок территориальных Государственных налоговых инспекций"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение