Технические требования к качеству бензинов автомобильных неэтилированных с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве (утв. Москомприродой 29 апреля 1997 г.)

Технические требования
к качеству бензинов автомобильных неэтилированных с улучшенными
экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве
(утв. Москомприродой 29 апреля 1997 г.)


Настоящие Технические требования распространяются на бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские) (далее по тексту - автомобильные бензины), используемые в качестве топлива для карбюраторных двигателей и двигателей с непосредственным впрыском, а также для двигателей другого назначения.

Автомобильные бензины должны быть изготовлены в соответствии с настоящими Техническими требованиями по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении партий, прошедших квалификационные испытания и допущенных к применению в установленном порядке, и иметь сертификат соответствия. Требования, предъявляемые при сертификации на соответствие бензинов автомобильных, приведены в таблице 2.


1. Марки


1.1. Устанавливаются следующие марки автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами (городские):

- АИ-80 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80;

- АИ-92 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92;

- АИ-95 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95;

- АИ-98 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98;

- АИ-80 ЭКп с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80 с присадкой;

- АИ-92 ЭКп с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92 с присадкой;

- АИ-95 ЭКп с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 с присадкой;

- АИ-98 ЭКп с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98 с присадкой.


1.2. Коды ОКП автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами (городские) приведены в таблице 1.


Таблица 1


 /------------------------------------------------------------\
 |        Бензины           |              Код ОКП            |
 \------------------------------------------------------------/
     АИ-80 ЭК                           02 5112 3601
     АИ-92 ЭК                           02 5112 3602
     АИ-95 ЭК                           02 5112 3603
     АИ-98 ЭК                           02 5112 3604
     АИ-80 ЭКп                          02 5112 3605
     АИ-92 ЭКп                          02 5112 3606
     АИ-95 ЭКп                          02 5112 3607
     АИ-98 ЭКп                          02 5112 3608

Пример обозначения продукции при заказе и в технической документации:

"Бензин автомобильный с улучшенными экологическими свойствами (городской) АИ-80 ЭК ТУ 38.401-58-171-96".


2. Технические требования


2.1. Автомобильные бензины должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.


Таблица 2


Наименование

показателя
Значение для марки Метод

испытания
АИ-80ЭК АИ-92ЭК АИ-95ЭК АИ-98ЭК
1 2 3 4 5 6
1.Детонационная
  стойкость
  октановое число,
  не менее:
  по моторному
  методу              76,0    83,0    85,0    88,0  по ГОСТ 511
                                                    или ISO 5163
                                                    или ASTMД 2700
по исследователь-
  скому методу        80,0    92,0    95,0    98,0  по ГОСТ 8226
                                                    или ISO 5164
                                                    или ASTMД 2699
2.Массовая концентра-
  ция свинца, г на 1
  куб.дм бензина, не
  более               0,010   0,010   0,010  0,010  по ГОСТ 28828
                                                    или EN237 или
                                                    ASTMД 3237
3.Фракционный состав:
  объем испарившегося                               по ГОСТ 2177
  бензина при темпе-                                или ISO 3405
  ратуре 70 С, %                                    или ASTMД 86

        мин.           10      15      15      15
       70
        макс.          50      50      50      50

  объем испарившегося
  бензина при темпе-
  ратуре 100 С, %

        мин.           35      40      40      40
       100
        макс.          70      70      70      70

   объем испарившегося
   бензина при темпе-
   ратуре 180 С, %

      180 мин.         85      85      85      85


  конец кипения бен-
  зина,  С, не выше    215     215     215     215

  остаток в колбе,
  % об., не более      2,0     2,0     2,0     2,0

4.Давление насыщенных                                по ГОСТ 1756
  паров бензина, кПа                                 или ГОСТ 28781
  летний в период с                                  или ASTMД 4953
  1 апреля по 1 октя-                                или ASTMД 323
  бря                                                или EN 12

        мин.           35      35      35      35
        макс.          70      70      70      70

зимний период с 1
  октября по 1 апреля

        мин.           65      65      65      65
        макс.          100     100     100     100

5.Индекс паровой про-
  бки (10ДНП+7V70),
  не более

        летний         950     950     950     950
        зимний         1250    1250    1250    1250

6.Концентрация факти-
  ческих смол в мг на
  100 куб.см бензина
  на месте производ-
  ства, не более:

 до введения присадки  5,0     5,0     5,0     5,0   по ГОСТ 1567
                                                     или ASTMД 381
                                                     или EN 5 или
                                                     по  приложе-
                                                     нию А
 после введения
 присадки              5,0     5,0     5,0     5,0   по ГОСТ 1567,
                                                     ASTMД 381,
                                                     EN 5
 на месте потребле-
 ния                   10,0    10,0    10,0    10,0

7.Индукционный период                                по ГОСТ 4039
  бензина на месте                                   или ASTMД 525
  производства, мин,                                 или ISO 7536
  не менее             360     360     360     360


8.Массовая доля серы,                               по ГОСТ 19121
  %, не более         0,05    0,05    0,05    0,05  или ГОСТ Р50442
                                                    или ASTMД 1266
                                                    или ASTMД 2622
                                                    или ASTMД 4294
                                                    или ISO 8754

9.Объемная доля бен-                                по ГОСТ 29040
  зола, %, не более     3       3       5       5   или ASTMД 4420
                                                    или EN 238
                                                    или ASTMД 4053

10.Испытание на мед-                                по ГОСТ 6321
   ной пластине          Выдерживает                или ISO 2160
                                                    или ASTMД 130
11.Содержание водо-
   растворимых кис-
   лот и щелочей         Отсутствие                 по ГОСТ 6307

12.Содержание меха-                                 по п. 5.2
   нических примесей                                наст. ТУ или
   и воды                Отсутствие                 ГОСТ 2084

13.Плотность при 20 С,                              по ГОСТ 3900
   кг/куб.м, не более 780     780     780     780   или ISO 3675
                                                    или ISO 3838
                                                    или ASTMД 1298
14.Содержание моющей
   присадки, %, не                                  метод разра-
   менее              0,035   0,035   0,035   0,035 батывается

15.Моющие свойства:*

  - чистота карбюра-                                квалификаци-
   тора, баллы, не                                  онный метод
   менее               7       7       7       7    оценки бензи-
                                                    нов с присад-
  - отложения на                                    ками
  впускном клапане,
  мг/час, испытаний
  не более             5       5       5       5

  - компонентный      уточняется для обеспечения перспективных
    состав            норм по выбросам вредных веществ с отра-
                      ботавшими газами
-------------------------------------------------------------------------

* Определяются при постановке на производство, оформлении сертификата соответствия или по требованию органов экологического контроля.


Примечание:

Допускается до 01.01.98 концентрацию фактических смол определять только до введения моющих присадок.


2.2. В автомобильные бензины, содержащие продукт каталитического крекинга, висбрекинга и пиролиза, при изготовлении допускается добавлять антиокислитель в следующем процентном отношении к указанным выше продуктам вторичных процессов: не более 0,10% антиокислителя " Агидол-1" (ионола), или не более 0,15% антиокислителя "Агидол-12" для обеспечения нормы по показателю "Индукционный период".

2.3. При производстве автомобильных бензинов разрешается применение кислородсодержащих компонентов и других высокооктановых добавок, допущенных к применению в установленном порядке.

2.4. При производстве автомобильных бензинов разрешается добавлять моющие присадки, допущенные к применению в установленном порядке.

При изготовлении бензина с моющей присадкой изготовитель указывает в паспорте наименование и содержание присадки.

Содержание моющей присадки, вводимой в бензин, изготовитель гарантирует технологией производства.

Качество автомобильных бензинов с присадкой АИ-80 ЭКп, АИ-92 ЭКп, АИ-95 ЭКп и АИ-98 ЭКп должно полностью отвечать требованиям по качеству, изложенным в таблице 2 соответственно для автомобильных бензинов АИ-80 ЭК, АИ-92 ЭК, АИ-95 ЭК и АИ-98 ЭК.

2.5. Упаковка, маркировка бензинов автомобильных с улучшенными экологическими свойствами (городские) - по ГОСТ 3112.

Маркировка, характеризующая транспортную опасность бензинов автомобильных с улучшенными экологическими свойствами (городские) - по ГОСТ 19433:

класс - 3; подкласс - 3.1; знак опасности - по черт. 3; классификационный шифр - 3111; номер ОНН - неэтилированный 1203.


3. Требования безопасности


3.1. Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4 классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

3.2. Контакт с бензинами не ведет к поражению центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов, не вызывает усиленного роста тканей.

Автомобильные бензины раздражают слизистую оболочку глаз и носоглотки, вызывают раздражение кожных покровов.

3.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов, входящих в состав бензина, в воздухе производственных помещений составляет 100 мг/ куб.м в соответствии с ГОСТ 12.1.005.

Автомобильные бензины в воде не растворяются, в химические реакции с водой с образованием вредных веществ не вступают. Бензины не обладают способностью образовывать токсичные соединения в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ и факторов.

Содержание бензина в питьевой воде недопустимо и визуально определяется наличием масляной пленки на поверхности воды.

3.4. Автомобильные бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 1-6%.

3.5. Температура самовоспламенения автомобильных бензинов (255- 370) С, температура вспышки - минус 25 - минус 39 С, область воспламенения - 0,76-5,16% по объему, температурные пределы воспламенения: нижний - минус 27 - минус 39 С; верхний - минус 8 минус 27 С.

3.6. В помещениях для хранения и эксплуатации автомобильных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества.

3.7. Автомобильные бензины не обладают способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывают повышенной чувствительности организма.

3.8. При разливе бензинов его необходимо собрать в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

При загорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, 3,5 и перегретый пар.

3.9. Помещения для работы с автомобильными бензинами должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. При работе с бензином применяют индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке, кроме того, необходимо соблюдать правила личной гигиены.

При попадании бензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть глаза теплой водой.


4. Правила приемки


4.1. Автомобильные бензины принимаются партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, выданного при приемке на основании испытаний объединенной пробы.

4.2. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.3. Показатель по п.7 "Индукционный период" изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на 3-х партиях подряд.


5. Методы испытаний


5.1. Отбор проб бензина автомобильного неэтилированного производят по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы - 4 куб.дм для каждой марки.

5.2. Определение содержания механических примесей. Бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-50 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе воды.

5.3. Если в таблице Технических требований предусмотрены два метода определения показателя, то при возникновении разногласий в оценке качества испытания проводят по первому методу.


6. Транспортировка и хранение


6.1. Транспортировка и хранение автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510.


7. Гарантии изготовителя


7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества автомобильных бензинов требованиям настоящих технических условий при соблюдении потребителем требований транспортировки и хранения, установленных техническими условиями.

7.2. Гарантийный срок хранения бензина устанавливается 1 год со дня изготовления.


Приложение А

Метод определения фактических смол


Сущность метода заключается в выпаривании испытуемого бензина под струей водяного пара в условиях испытания и служит для условной оценки склонности испытуемого продукта к смолообразованию при его применении в двигателе.


1. Аппаратура, материалы и реактивы


Прибор типа ПОС в комплекте.

Воронка В-36-80ХС, В-56-80ХС по ГОСТ 25336.

Эксикатор 2 по ГОСТ 25336.

Пипетки 1-1-10, 1-1-20, 2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по ГОСТ 29169.

Цилиндры 1-25, 1-50, 1-100, 2-25, 2-50, 2-100 по ГОСТ 1770.

Толуол по ГОСТ 9880 или по ГОСТ 14710.

Ацетон по ГОСТ 2603 или по ГОСТ 2768.

Спирт этиловый ректификационный технический по ГОСТ 18300.

Натрий сернокислый по ГОСТ 4166, свежепрокаленный.

Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026.

Весы лабораторные с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.

Термометры ТЛ-2 по ТУ 25-2021.003.


2. Подготовка к испытанию


2.1. Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

2.2. Устанавливают температуру испытания бензина (160 3) С.

2.3. Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок, расположенных на крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем (толуолом, ацетоном или спиртотолуольной смесью 1:4) как снаружи, так и внутри.

2.4. Подготовленные по п.2.3 стаканы ставят в карманы прибора, нагретого до температуры испытания, плотно закрывают крышками и выдерживают 20 мин., после чего снимают крышки и через 2 мин. стаканы вынимают щипцами из карманов, охлаждают 40 мин. в эксикаторе и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.

2.5. Подлежащий испытанию бензин фильтруют через бумажный фильтр. При наличии явных следов воды, испытуемый бензин взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение 10-15 мин. и фильтруют.


3. Проведение испытаний


3.1. В стаканы для воды наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в количестве 25 куб.см.

3.2. Измерительным цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана 25 куб.см испытуемого бензина.

3.3. Стаканы с испытуемым бензином помещают в гнезда прибора, нагретого до температуры (160 3) С. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели вошли в каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически соприкасались, не пропуская пары испытуемого бензина.

3.4. Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно закрывают крышками. Спустя 60 мин. после того, как были поставлены стаканы с водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин. щипцами вынимают стаканы из гнезд.

3.5. Стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин. и взвешивают с погрешностью, не более 0,0002 г.


4. Обработка результатов


4.1. Концентрацию фактических смол (Х) в миллиграммах на 100 куб.см испытуемого продукта в каждом стакане вычисляют по формуле


                              (m  - m )  100
                                1
                         Х = ----------------
                                    V

     где: m  - масса стакана со смолами, мг;
           1
     m  - масса чистого сухого стакана, мг;
     V - объем испытуемого продукта,  налитого в  стакан  для  испытания,
куб.см.

4.2. Расхождения между результатами двух параллельных определений концентраций фактических смол не должны превышать 2 мг на 100 куб.см.

Концентрация фактических смол до 2 мг на 100 куб.см испытуемого продукта оценивается как их отсутствие.

4.3. Результаты отдельных испытаний одного и того же бензина сравнимы между собой только в том случае, если между испытаниями прошло не более 5 суток.

4.4. За результат испытаний принимают среднее арифметическое двух параллельных определений. Результат испытания округляют до целых единиц.


Председатель
экспертного Совета по улучшению
экологических характеристик
моторных топлив, масел и присадок к ним
председатель Москомприроды

А.Г. Ишков



Технические требования к качеству бензинов автомобильных неэтилированных с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве (утв. Москомприродой 29 апреля 1997 г.)


Текст требований официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.