Технические требования к качеству дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве (утв. Москомприродой 29 апреля 1997 г.)

Технические требования
к качеству дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве
(утв. Москомприродой 29 апреля 1997 г.)


Настоящие Технические требования распространяются на топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) из продуктов переработки нефти, далее по тексту - топливо дизельное.

Топливо дизельное предназначено для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.

Топливо дизельное должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящих Технических требований по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении партий, прошедших квалификационные испытания и допущенных к применению в установленном порядке.

При производстве топлива дизельного разрешается использовать антидымные, депрессорные присадки, допущенные к применению в установленном порядке при наличии гигиенического сертификата. Топливо дизельное должно иметь сертификат соответствия.

Требования, предъявляемые при сертификации на соответствие дизельного топлива, приведены в таблице 2.


1. Марки


1.1. Устанавливаются следующие марки топлива дизельного с улучшенными экологическими свойствами (городское):

- ДЭК-Л - летнее, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 5 С и выше;

- ДЭК-З - зимнее, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 25 С и выше;

- ДЭКп-Л - летнее с присадкой, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 5 С и выше;

- ДЭКп-З минус 15 С - зимнее с присадкой, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 15 С и выше;

- ДЭКп-З минус 25 С - зимнее с присадкой, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 25 С и выше.

1.2. Коды ОКП топлива дизельного приведены в таблице 1.


Таблица 1


Марка топлива

Код ОКП

ДЭК-Л

ДЭК-Л - 0.05-40

ДЭК-Л - 0,05-62

02 5131 1800

02 5131 1801

02 5131 1803

ДЭК-З

ДЭК-З - 0,05

02 5132 1300

02 5132 1301

ДЭКп-Л

ДЭКп-Л - 0,05-40

02 5131 1900

02 5131 1901

ДЭКп-Л - 0,05-62

02 5131 1903

ДЭКп-З, минус 15 С

ДЭКп-З, минус 15 С - 0,05

02 5132 1400

02 5132 1401

ДЭКп-З, минус 25 С

ДЭКп-З, минус 25 С - 0,05

02 5132 1500

02 5132 1501


1.3. В условное обозначение топлива дизельного летнего должны входить массовая доля серы и температура вспышки; для топлива дизельного зимнего без присадки - массовая доля серы; для топлива дизельного зимнего с присадкой - температура фильтруемости и массовая доля серы.


Примеры условного обозначения.

Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) летнее с массовой долей серы до 0,05% и температурой вспышки 40 С:

"Топливо дизельное ДЭК-Л-0,05-40, ТУ 38.401-58-170-96".

Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) летнее с присадкой с массовой долей серы до 0,10% и температурой вспышки 40 С:

"Топливо дизельное ДЭКп-Л-0,05-40, ТУ 38.401-58-170-96".

Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее с массовой долей серы до 0,05%:

"Топливо дизельное ДЭК-З-0,05, ТУ 38.401-58-170-96".

Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее с присадкой с предельной температурой фильтруемости минус 15 С и массовой долей серы до 0,05%:

"Топливо дизельное ДЭКп-З, минус 15 С-0,05, ТУ 38.401-58-170-96".


2. Технические требования


2.1. Топливо дизельное должно соответствовать требованиям и нормам настоящих Технических требований, указанных в таблице 2.

2.2. Упаковка, маркировка топлива дизельного - по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая транспортную опасность топлива дизельного - по ГОСТ 19433: класс - 3; подкласс - 3.3; знак опасности 3313; номер ОНН - 1202.

Маркировку дизельного топлива, получившего сертификат соответствия - по ГОСТ Р-50460.

Место нанесения знака указывается в сертификате соответствия.


Таблица 2


Наименование показателя

Значения для марок

Метод испытания

ДЭК-Л

ДЭК-З

ДЭКп-Л

ДЭКп-З минус 15 С

ДЭКп-З минус 25 С

1

2

3

4

5

6

7

1. Цетановое число, не менее

49

45

49

45

45

по ГОСТ 3122 или по п.5.2 настоящих ТУ

2. Фракционный состав:






по ГОСТ 2177 или ASTMД 86

50% перегоняется при температуре С, не выше

280

280

280

280

280


96% перегоняется при температуре (конец перегонки), С, не выше

360

340

360

360

360


3. Кинематическая вязкость при 20 С,мм/с

3,0-6,0

1,8-5,0

3,0-6,0

1,8-6,0

1,8-6,0

по ГОСТ 33 или ISO 3104 или ASTMД445

4. Температура застывания, С, не выше

минус 10

минус 35

минус 10

минус 25

минус 35

по ГОСТ 20287 с дополнением по п.5.3 настоящих ТУ или ASTMД 97

5. Предельная температура фильтруемости С, не выше

минус 5

минус 25

минус 5

минус 15

минус 25

по ГОСТ 22254 или EN 116

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, С, не ниже:






по ГОСТ 6356 или ISO 2719 или ASTMД 93

для тепловозных дизелей и газовых турбин

62

40

62

40

40


для дизелей общего назначения

40

35

40

35

35


7. Массовая доля серы, % не более в топливе

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 или ASTMД 4294 или ASTMД 1266

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

по ГОСТ 17323 или ASTMД 3227

9. Содержание сероводорода

отсутствие

по ГОСТ 17323

10. Испытание на медной пластинке

выдерживает

по ГОСТ 6321

11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

отсутствие

по ГОСТ 6307

12. Кислотность, мг КОН на 100 куб.см топлива, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

по ГОСТ 5985

13. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

по ГОСТ 2070

14. Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

по ГОСТ 1461 или ГОСТ 28583 или ISO 6245 или ASTMД 482

15. Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

по ГОСТ 19932 или ISO 6615 или ASTMД 189

16. Коэффициент фильтруемости (до введения присадки в топливо), не более

2

2

2

2

2

по ГОСТ 19006

17. Содержание механических примесей

отсутствие

по ГОСТ 6370

18. Содержание воды

отсутствие

по ГОСТ 2477 или ISO 3733

19. Цвет в единицах ЦНТ, не более

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

по ГОСТ 20284 или ГОСТ 28582

20. Плотность при 20 С, кг/куб.м, не более

860

860

860

860

860

по ГОСТ 3900 или ISO 3675

21. Дымность отработавших газов для топлив с антидымной присадкой, ед. БОШ, не более

-

-

2,5

2,5

2,5

РД 37.001.698-96

22. Содержание антидымной присадки, %

-

-

0,1-0,2

0,1-0,2

0,1-0,2

метод разрабатывается

23. Компонентный состав

уточняется для обеспечения перспективных норм по выбросам вредных веществ с отработавшими газами



Примечания:

1. При изготовлении дизельного топлива с присадками изготовитель указывает в паспорте наименование и содержание вводимых в топливо присадок. Содержание присадок гарантируется технологией.

2. Допускается выработка и применение топлива марки Летнее с температурой застывания не выше 0 С (без определения температуры фильтруемости) и содержанием воды не более "следы" с 1 апреля по 1 октября.

3. При изготовлении дизельных топлив марки Зимнее с депрессорной присадкой нормируется температура помутнения по ГОСТ 5066 (метод Б, п.п.3.3.4 или ASTM Д 2500) для марки ДЭКп-З, минус 15 С - не выше минус 5 С; для марки ДЭКп-З, минус 25 С - не выше минус 15 С.

4. При постановке топлива с присадкой на производство и при сертификации проводят испытания и по показателю "Дымность отработавших газов" (с нормой не более 2,5 ед.БОШ), определяемому по приложению А настоящих Технических требований.

5. Допускается изготовление и применение при температуре окружающего воздуха минус 15 С и выше дизельного топлива марки ДЭКп-З минус 15 С без депрессорной присадки с маркировкой ДЭК-З минус 15 С.


3. Требования безопасности


3.1. Топливо дизельное является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4 классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

3.2. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны - 300 мг/куб.м в соответствии с ГОСТ 12.1.005. ПДК в воздухе рабочей зоны определяется хроматографическим методом или другим метрологически аттестованным методом. Для контроля концентрации паров углеводородов в воздухе рабочей зоны допускается использовать универсальный газоанализатор УГ-2 или другой прибор аналогичного назначения.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДК м.р.) для газов топлива в атмосферном воздухе населенной местности - 1,0 мг/куб.м согласно списка N 3086-84.

Охрана атмосферы воздуха осуществляется в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

Содержание топлива дизельного в питьевой воде недопустимо и определяется наличием масляной пленки на поверхности воды.

3.3. Топливо дизельное раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.

3.4. При длительном контакте с дизельным топливом, оно вызывает изменения функций центральной нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.

3.5. Топливо дизельное не обладает способностью образовывать токсичные соединения в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или факторов при температуре окружающей среды.

3.6. В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо дизельное представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с температурами вспышек:

- для топлив тепловозных дизелей и газовых турбин марок: Летнее - выше 62 С; Зимнее - выше 40 С;

- для топлив дизелей общего назначения марок: Летнее - выше 40 С; Зимнее - выше 35 С.

Температура самовоспламенения топлива дизельного марок: Летнее - 300 С; Зимнее - 310 С.

Температурные пределы распространения пламени для марок: Летнее - нижний 69 С, верхний 119 С; Зимнее - нижний 62 С, верхний 105 С.

Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему).

3.7. При загорании топлива дизельного применяют следующие средства пожаротушения: углекислый газ, химическая пена, перегретый пар, распыленная вода, порошок ПСБ-3; в помещениях - объемное тушение.

3.8. В помещениях для хранения и эксплуатации топлива дизельного запрещается обращение с открытым огнем, электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении.

При работе с топливом дизельным не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо дизельное, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

3.9. Помещения, в которых проводят работы с топливом дизельным, должны быть снабжены общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021.

В местах возможного выделения химических веществ в воздухе рабочей зоны должны быть оборудованы местные вытяжные устройства.

В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

3.10. При разливе дизельного топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой тканью.

При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН N 3183-84.

ГАРАНТ:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 81 санитарные правила СанПиН 3183-84 признаны утратившими силу с 15 июня 2003 г. См. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80


3.11. Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива дизельного является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортировкой и хранением данного продукта, герметичного оборудования.

При производстве, хранении и применении топлива дизельного должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы.

3.12. Необходимыми мерами предосторожности при работе с дизельным топливом является применения средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103.

В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, применяют противогазы марок А, БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.

При попадании топлива дизельного на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть теплой водой.

Для защиты кожи рук применять рукавицы, мази и пасты в соответствии с ГОСТ 12.4.068.

3.13. Все работающие с топливом дизельным должны проходить периодические и предварительные при приеме на работу медицинские осмотры, согласно приказа МЗ и МП и ГКСН 280/88 и приказа МЗ N 90-96.

К работе по производству топлива дизельного не должны допускаться лица моложе 18 лет.


4. Правила приемки


4.1. Топливо дизельное принимают партиями.

Партией считается любое количество топлива дизельного, изготовленного в ходе технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, выданном при приемке на основании испытания объединенной пробы.

4.2. Показатели по п.п. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18 гарантируются технологией производства и определяют периодически, но не реже одного раза в квартал.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.

4.4. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.


5. Методы испытаний


5.1. Пробы топлива дизельного отбирают по ГОСТ 2517.

Объем объединенной пробы - не менее 2 куб.дм топлива каждой марки.

5.2. Цетановое число (цетановый индекс) для топлива дизельного, получаемого из продуктов прямой перегонки нефти, допускается определять расчетным методом по ГОСТ 27768.

5.3. Показатель "Температура застывания" топлива дизельного определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 С.

5.4. Если в таблице Технических требований предусмотрены два метода определения показателя, то при возникновении разногласий в оценке качества испытания проводят по первому методу. При оценке содержания серы - метод ASTM Д 4294.


6. Транспортировка и хранение


6.1. Транспортировка и хранение топлива дизельного по ГОСТ 1510.


7. Гарантии изготовителя


7.1. Изготовитель гарантирует соответствие топлива дизельного требованиям настоящих Технических требований при соблюдении условий транспортировки и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения топлива дизельного - один год со дня изготовления.


Председатель экспертного Совета
по улучшению экологических характеристик
моторных топлив, масел и присадок к ним
председатель Москомприроды

А.Г. Ишков



Технические требования к качеству дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве (утв. Москомприродой 29 апреля 1997 г.)


Текст требований официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.