Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2009 г. N А21-9883/2008 Суды правомерно отказали ФСС в удовлетворении заявленных им требований о взыскании штрафа за нарушение срока представления отчетности, так как Фонд надлежащим образом не известил предприятие о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем лишил страхователя возможности участвовать в их рассмотрении и давать объяснения

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 августа 2009 г. N А21-9883/2008

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Морозовой Н.А.,

рассмотрев 18.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2009 (судья Приходько Е.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А21-9883/2008,

установил:

Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Быт сервис" (далее - Предприятие) 5000 руб. штрафа за нарушение Предприятием установленного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) срока представления отчетности за II квартал 2008 года.

Решением суда первой инстанции от 26.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.05.2009, Фонду отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не приняли во внимание установленный Налоговым кодексом Российской Федерации способ уведомления страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки - путем направления уведомления по почте заказным письмом. Фонд также считает, что при рассмотрении дела суды не учли положения абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. При этом Фонд указывает, что уведомление о рассмотрении материалов камеральной проверки и акт камеральной проверки направлены Предприятию заказным письмом в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки, поэтому, по мнению подателя жалобы, Предприятие было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а следовательно, Фонд выполнил все существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка представленной Предприятием расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за II квартал 2008 года.

В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 24 Закона N 125-ФЗ Предприятием (страхователь) не представлена расчетная ведомость по форме 4-ФСС РФ за II квартал 2008 года.

Данное нарушение отражено Фондом в акте камеральной проверки от 04.08.2008 N 53Р штр.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фонд принял решение от 29.08.2008 N 327232 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 5000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ за II квартал 2008 года.

В требовании от 27.10.2008 N 334613 Фонд предложил Предприятию уплатить указанную сумму штрафных санкций в срок до 21.11.2008.

Поскольку требование от 27.10.2008 N 334613 оставлено Предприятием без исполнения, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия 5000 руб. штрафа.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Фонду в удовлетворении заявления, исходя из того, что при вынесении решения от 28.08.2008 N 327232 о взыскании с Предприятия 5000 руб. штрафа Фонд нарушил порядок привлечения страхователя к ответственности.

Суд кассационной инстанции считает ошибочным применение судами при рассмотрении данного спора положений статей 100 и 101 НК РФ и обоснованным довод Фонда о необходимости применения в данном случае норм статьи 101.4 НК РФ.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку порядок рассмотрения дела о привлечении к ответственности, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ, аналогичен порядку, предусмотренному статьей 101 НК РФ, а ошибочное применение судами при рассмотрении дела положений статьи 101 НК РФ не привело к принятию неправильного решения.

Согласно статье 24 Закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных лиц и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.

В статье 24 Закона N 125-ФЗ также предусмотрена обязанность страхователей ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику отчетность по установленной им форме. Здесь же указано, что за непредставление статистической, а также бухгалтерской отчетности страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Ответственность за нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление в виде взыскания штрафа в размере одной тысячи рублей, а при повторном совершении указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей предусмотрена в абзаце 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ.

Привлечение страховщиком страхователя к ответственности осуществляется согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, порядок привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения установлен главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен для органов, осуществляющих производство по делу о выявленном правонарушении.

Согласно статье 100.1 НК РФ в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, рассматриваются дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Из материалов дела следует, что Предприятие не представило в Фонд в установленный срок расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за II квартал 2008 года.

Следовательно, у Фонда не имелось правовых оснований для проведения камеральной проверки, поскольку фактически нарушение выявлено им в результате проведения иных контрольных мероприятий.

Поэтому, несмотря на ошибочное указание Фондом в акте проверки от 04.08.2008 N 53Р штр, в решении от 29.08.2008 N 327232 и иных документах на то, что нарушение выявлено в результате камеральной проверки, дело о привлечении Предприятия к ответственности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушений, должностным лицом уполномоченного органа должен быть составлен по установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Акт вручается лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).

Таким образом, пункт 4 статьи 101.4 НК РФ, равно как и пункт 5 статьи 100 НК РФ, предусматривают возможность направления акта по почте заказным письмом только в случае уклонения лица, совершившего правонарушение, от получения акта.

При этом факт уклонения лица от получения акта должен быть зафиксирован в акте.

Обязанность уполномоченного органа вручить акт лицу, совершившему правонарушение и привлекаемому к ответственности, непосредственно связана с обеспечением прав этого лица, закрепленных в пункте 5 статьи 101.4 НК РФ.

В пункте 5 статьи 101.4 НК РФ указано, что лицо, совершившее правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта уполномоченный орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 НК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей законодательных актов, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом. К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Судами установлено и из материалов дела следует, что акт проверки от 04.08.2008 N 53Р штр направлен Фондом в адрес Предприятия вместе с уведомлением (без даты и номера), согласно которому рассмотрение материалов и акта проверки состоится 27.08.2008 в 11 часов 00 минут.

Из содержания протокола рассмотрения материалов камеральной проверки от 27.08.2008 N 6 видно, что представитель Предприятия не участвовал в рассмотрении материалов проверки.

Доказательств получения Предприятием акта проверки от 04.08.2008 N 53Р штр и уведомления о рассмотрении материалов и акта проверки Фонд не представил.

При вынесении решения от 29.08.2008 N 327232 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 5000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ за II квартал 2008 года Фонд не рассмотрел вопрос о том, было ли Предприятие в установленном порядке извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Таким образом, Фонд надлежащим образом не известил Предприятие о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем лишил страхователя возможности участвовать в их рассмотрении и давать объяснения. Доказательств уклонения Предприятия от получения акта проверки и уведомления либо отсутствия его по юридическому адресу и неполучения корреспонденции Фонд не представил.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что при вынесении решения, которым Предприятию начислена спорная сумма штрафа, Фонд нарушил существенное условие процедуры привлечения страхователя к ответственности.

Кроме того, согласно решению Фонда от 29.08.2008 N 327232 Предприятие привлечено к ответственности в виде взыскания 5 000 руб. штрафа.

Положения абзаца 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ предусматривают ответственность в виде взыскания 5 000 руб. штрафа за повторное в течение календарного года совершение таких деяний, как нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление.

Однако решение от 29.08.2008 N 327232 не содержит сведений о том, что правонарушение совершено страхователем повторно, а также ссылок на ранее вынесенное решение о привлечении Предприятия к ответственности за совершение правонарушения, аналогичного рассматриваемому.

Таким образом, Фонд не доказал обоснованность взыскания с Предприятия 5000 руб. штрафа.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленных им требований, и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 по делу N А21-9883/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

 

Председательствующий

В.В. Дмитриев

Судьи

Н.Г. Кузнецова

 

Н.А. Морозова

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2009 г. N А21-9883/2008


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника