Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2009 г. N А21-4512/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Реал" Маклыгина А.О. (доверенность от 19.06.2009), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кремкова В.В. (доверенность от 13.04.2009),
рассмотрев 17.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2009 по делу N А21-4512/2009 (судья Карамышева Л.П.),
установил:
Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Реал" (далее - Общество) 358 634 руб. 74 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением суда от 23.07.2009 с Общества взыскано 26 руб. 27 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятый судебный акт в части отказа в удовлетворении заявления, заявление удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки правильности исчисления и полноты внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду Управление выявило у Общества наличие задолженности по данным платежам за 2007 год, а также за период с первого по третий квартал 2008 года в размере 360 706 руб. 63 коп., которую предложило уплатить требованием от 10.04.2008 N 48-1/80 в течение 5 дней с момента его получения.
Поскольку Общество в добровольном порядке не исполнило данное требование, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании задолженности. При рассмотрении дела в суде Управление, уточнив сумму задолженности, просило взыскать с Общества задолженность в размере 358 634 руб. 74 коп., из которых: за I квартал 2008 - 8 руб. 30 коп., за II кв. 2008 - 309 306 руб. 07 коп., за III квартал 2008 - 49 320 руб. 37 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление частично.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 16 Закон N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Из материалов дела следует, что административный орган связывает обязанность заявителя по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с размещением Обществом отходов (вывоз и размещение отходов, образовавшихся в ходе его хозяйственной деятельности, на полигон муниципального унитарного предприятия "Чистота"), а также с осуществлением выброса вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами.
Установив, что Общество осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами (автомобильным грузовым транспортом), в связи с чем обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции правомерно взыскал с Общества 26 руб. 27 коп. задолженности за период с I по III кварталы 2008 года. Управление не оспаривает размер задолженности, взысканной с Общества, в связи с осуществлением выброса вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявления о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Поскольку деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением не доказано осуществление Обществом такой деятельности по размещению отходов, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Управления в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое Управление начислило в связи с размещением отходов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2009 по делу N А21-4512/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.