Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2010 г. N Ф07-2833/2010 по делу N А56-58566/2009 Суды первой и апелляционной инстанций выявили несоблюдение Обществом лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, соответственно, в его действиях содержится состав административного правонарушения

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2010 г. N Ф07-2833/2010 по делу N А56-58566/2009

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г.,

при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Унковского А.А. (доверенность от 15.07.2009), от общества с ограниченной ответственностью "Флора" генерального директора Фирсановой Н.Н. (протокол от 20.04.1994 N 1), Архиповой О.В. (доверенность от 11.09.2009),

рассмотрев 06.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2009 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-58566/2009,

установил:

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Флора" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 28.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2009, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания 40 000 руб. штрафа. Производство по требованию Управления о привлечении Общества к административной ответственности за указанные в пункте 1 заявления нарушения, связанные с уменьшением площади аптечного киоска и использованием для хранения лекарственных средств оборудования бытового назначения, прекращено.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), просит отменить решение от 28.09.2009 и постановление от 29.12.2009, в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности отказать.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Управления просил отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 22.11.2007 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Обществу выдана лицензия N 78-02-000097 на осуществление фармацевтической деятельности в аптечном киоске, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, город Петродворец, ул. Разводная, д. 29, лит. А, пом. 1Н, сроком действия до 22.11.2012.

В ходе проведения 24.08.2009 выездной проверки соблюдения обязательных требований при осуществлении фармацевтической деятельности Управление выявило несоблюдение Обществом лицензионных требований, установленных подпунктами "а" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение N 416).

В нарушение подпункта "а" пункта 4 Положение N 416 лицензиат использует часть помещения торгового центра и допускает возможность использования части своего выгороженного торгового места иным юридическим лицом для торговли оптикой, доступ в которое осуществляется через место хранения лекарственных средств без соблюдения условий, обеспечивающих их сохранность. При этом Общество не уведомило лицензирующий орган об уменьшении площади аптечного киоска в 2 раза.

Несоблюдение подпункта "в" пункта 4 Положение N 416 выразилось в том, что:

- в нарушение пунктов 2.1, 2.5 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (далее - Отраслевой стандарт) и пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) в аптечном киоске осуществляется реализация лекарственных препаратов рецептурного отпуска, а в нарушение пунктов 2.9, 5.6, 6.11 Отраслевого стандарта в витрине хранятся препараты рецептурного отпуска (23 наименования), в том числе препарат списка А - "пилокарпин глазные капли 0,1% 5 мл"; у лицензиата отсутствует оборудование для хранения лекарственных средств группы А и Б;

- в нарушение пунктов 2.8, 3.10, 3.19, 5.4 Отраслевого стандарта лицензиат не соблюдает условия хранения термолабильных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска (препараты хранились в нарушение стандартов качества при температуре 23 градуса вместо 12-15 градусов);

- в нарушение пункта 4.4 Отраслевого стандарта у лицензиата отсутствует оборудование для хранения лекарственных средств, требующих режима хранения при температуре 12-15 градусов, при этом Обществом используется бытовой холодильник, обеспечивающий температурный режим до 10 градусов, в котором совместно хранятся лекарственные препараты, требующих различных температурных режимов хранения;

- в нарушение пункта 8 статьи 32 Закона N 86-ФЗ и пункта 1.5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" в аптечном киоске отсутствуют лекарственные препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств";

- в нарушение пункта 7.4 Отраслевого стандарта Общество допускает превышение максимальной наценки на лекарственные средства.

По результатам проверки 24.08.2009 составлены акт проверки и протокол N 202.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Суды удовлетворили заявление, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 4 Положения N 416 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются в том числе:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

Согласно пункту 5 Положения N 416 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" Положения N 416.

Частью 2 статьи 32 Закона N 86 установлено, что лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578.

В силу части 8 статьи 32 Закона N 86 аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Пунктом 1.5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимый для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что Общество нарушило части 2 и 8 статьи 32 Закона N 86-ФЗ и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявление Управления о привлечении Общества к административной ответственности.

Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на нарушение при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ, что, по его мнению, является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности. Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество привлечено к административной ответственности в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением его положений.

Кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 2 000 руб. государственной пошлины по квитанции СПб ф-л ЗАО МКБ "Москомприватбанк" от 25.02.2010. Однако в силу части 4 статьи 208 АПК РФ указанная государственная пошлина является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по делу N А56-58566/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флора" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Флора" из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по квитанции СПб ф-л ЗАО МКБ "Москомприватбанк" от 25.02.2010.

 

Председательствующий

Е.А. Михайловская

Судьи

Т.В. Клирикова

 

С.Г. Колесникова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2010 г. N Ф07-2833/2010 по делу N А56-58566/2009


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника