Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. N Ф07-3836/2010 по делу N А21-3159/2008 Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не исследован вопрос о том, занималось ли Предприятие размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2010 г. N Ф07-3836/2010 по делу N А21-3159/2008

ГАРАНТ:

См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2009 г. N А21-3159/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,

при участии от Муниципального казенного предприятия "Служба заказчика Балтийского городского округа" Киреевой Э.Л. (доверенность от 05.05.2010), от Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кремкова В.В. (доверенность от 17.03.2010 N 33/Дв), Москвиной М.В. (доверенность от 12.01.2010 N 2/Дв), от муниципального унитарного предприятия Балтийского городского округа "Универсал-Коммунал" Балуновой И.В. (доверенность от 20.05.2010 N 330),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Муниципального казенного предприятия "Служба заказчика Балтийского городского округа" и Северо-Западного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 по делу N А21-3159/2008 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.),

установил :

Управление по технологическому экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (после реорганизации - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения "Служба заказчика Балтийского городского округа" (после реорганизации - Муниципальное казенное предприятие "Служба заказчика Балтийского городского округа", далее - Предприятие) платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 027 303 руб. 94 коп.

Определениями от 13.08.2008 и от 29.09.2008 к участию в деле в качестве субсидиарных ответчиков привлечены Администрация муниципального образования Балтийского городского округа (далее - Администрация) и Муниципальное образование Балтийский городской округ (далее - Муниципальное образование).

Определением от 30.10.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечено финансовое управление Администрации Балтийского городского округа (далее - финансовое управление) и Муниципальное унитарное предприятие Балтийского городского округа "Универсал-Коммунал" (далее - МУП БГО "Универсал-Коммунал").

Решением от 04.12.2008 суд отказал в удовлетворении заявления Управления к Предприятию, Муниципальному образованию, Администрации и финансовому управлению, требование к МУП БГО "Универсал-Коммунал" оставлено без рассмотрения.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 решение суда отменено. Суд постановил перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.2009 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда отменено. Дело передано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы.

Определением от 21.10.2009 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Определением от 13.01.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами" (далее - ОГУП "Единая система обращения с отходами").

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 решение суда от 04.12.2008 отменено. Суд взыскал с Предприятия платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 квартал 2007 года в сумме 12 027 303,94 руб., подлежащие зачислению на счет получателя средств для зачисления доходов за негативное воздействие на окружающую среду: УФК по Калининградской области (Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору). В удовлетворении требований к МУП БГО "Универсал-Коммунал"; Администрации; Муниципальному образованию; финансовому управлению и ОГУП "Единая система обращения с отходами" отказано.

В кассационной жалобе Предприятие, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.

В своей кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит изменить постановление апелляционной инстанции, дополнив первый абзац резолютивной части словами "за счет муниципальной казны Муниципального образования "Балтийский муниципальный район" в лице администрации Муниципального образования "Балтийский муниципальный район"".

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы своей кассационной жалобы, а представитель Управления - доводы, изложенные в его кассационной жалобе.

Представитель МУП БГО "Универсал-Коммунал" поддержал кассационную жалобу Управления, подал заявление о признании иска.

Администрация, Муниципальное образование, финансовое управление и ОГУП "Единая система обращения с отходами" о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие создано Постановлением главы городского округа от 31.03.1998 N 108. Целями его создания являются: выполнение работ, связанных с управлением жилым и нежилым фондом; организация оказания населению жилищно-коммунальных услуг, содержания и обслуживания объектов водотеплоснабжения, водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения. Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: выполнение функций по управлению ЖКХ округа; организация обеспечения текущего содержания, водоснабжения и водоотведения, отопления и горячего водоснабжения, санитарной очистки и ремонта жилого фонда и т.д.

Считая, что Предприятие в результате своей деятельности негативно воздействует на окружающую среду, Управление за период с первого по четвертый квартал 2007 года начислило и предъявило ответчику 12 027 303, 94 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду и направило в его адрес требование-письмо от 21.04.2008 об уплате указанных платежей.

В связи с неуплатой Предприятием платы за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду в связи с тем, что ему принадлежит право собственности на твердые бытовые отходы, образующиеся у населения на территории Балтийского городского округа.

Однако, делая такой вывод, суд апелляционной инстанции не учел позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В данном случае судами не исследован вопрос о том, занималось ли Предприятие размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Таким образом, выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует исследовать, занималось ли Предприятие размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, и вынести законное и обоснованное постановление.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель МУП БГО "Универсал-Коммунал" подал заявление о признании иска.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Поскольку в данном случае вопрос о том, нарушает ли признание иска права других лиц, может быть выяснен только при рассмотрении дела по существу, суду первой инстанции следует решить вопрос о возможности принятия признания ответчиком иска.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил :

решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 по делу N А21-3159/2008 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.

 

Председательствующий

Т.В.Клирикова

Судьи

О.А.Алешкевич

 

Е.О. Матлина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

...

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти."


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. N Ф07-3836/2010 по делу N А21-3159/2008


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника